Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема: «Пресноводные рыбы»


Автор публикации Калашникова Наталья Анатольевна
учитель-логопед 1-й категории
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17″
г. Изобильный, Ставропольский край

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме
«Пресноводные рыбы». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [р – л]). Совершенствование навыков слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование умений петь легко, естественным голосом с динамическими оттенками, делать логические ударения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, мышления, певческого дыхания, зрительного внимания и восприятия, развитие общей и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изображением пресноводных рыб, тетради №2, цветные карандаши, картонные рыбы, ведёрко, игра «Весёлая рыбалка».
Ход нод.

Орг. момент. (Развитие фонематического восприятия, создание эмоционального фона).
Дети выбирают по одной картинке, становятся возле своих мест. Первым сядет тот, у кого название рыбы начинается со звука [л], затем тот, у кого со звука [к] и так далее: [с], [щ], [о], [ё], [и], [п].
Садятся (следить за осанкой).

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
- Я сегодня расскажу вам удивительную историю, которая произошла с одним моим знакомым. Отгадайте, кто он?
Кто у речки на песке,
Дремлет с удочкой в руке?
Он вам всем давно знаком
И зовётся … (рыбаком).
- Как вы думаете, что берут с собой на рыбалку?
А вот мой знакомый, его зовут Рома, брал с собой гитару. Вечером, сидя у костра, он пел. Давайте споём вместе.
(Делаем вдох носом и на выдохе поём. Следим за чётким, правильным произношением звуков).
Ла-ра-ла, ла-ра-ла — тихо лодочка плыла.
Лы-ры-лы, лы-ры-лы — лес виднеется вдали.
Ло-ро-ло, Ло-ро-ло — у костра всегда тепло.
Ля-ря-ля, ля-ря-ля — хорошо мне у огня.
- Какие звуки повторялись чаще всего? [Л, Р].
- Чем похожи эти звуки?
- Они оба согласные;
- могут быть твёрдыми и мягкими;
язык вверху, за нижними зубками;
- выдыхаемый воздух горячий;
- губы в улыбке, зубы сближены.
Чем они различны?
- при произнесении звука [р] язык дрожит, вибрирует;
- при произнесении звука [л] кончик языка упирается в верхние зубы.
Утром рыбак встал пораньше, попил чаю из чашки ( упр. «ЧАШЕЧКА») и пошёл в лес за дровами для костра. Слышит, дятел стучит по дереву ( упр. «ДЯТЕЛ»). Пошёл наш рыбак на стук, вышел на поляну, а там грибов видимо-невидимо (упр. «ГРИБОК»).

Игра «Тигр с тигрёнком».
Вдруг услышал в кустах шум. Оглянулся, а там …
Этот зверь на кошку похож,
Он сильный хищник и очень пригож.
Шерсти такой не бывает у кошки,
На рыжем фоне — чёрные полоски. ( Тигр).
Да, это был тигр с маленьким тигрёнком. Они грозно зарычали:
мальчики — (Р-Р-Р) — как рычал большой тигр;
девочки — (Р-Р-Р) — как рычал маленький тигрёнок.
Рыбак решил успокоить тигров и крикнул:
- Я р-р-рыбак…, ловлю здесь р-р-рыбу и собираю гр-р-рибы…
Тигры удивились, услышав что кто-то ещё умеет рычать и ушли в лес. А Рома вернулся назад с дровами и грибами.
А рыбка в это время…

Пальчиковая гимнастика «РЫБКА».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
А рыбак в это время…

Координация речи с движением «РЫБАК».
Встал рыбак и потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Улыбнулся, повернулся,
Удочку свою достал,
Червячка насаживать он стал.
Тихонько дунул на крючок,
Закинул леску и молчок.
Ждёт, когда же рыба клюнет. Тсс… Клюёт…

Игра «ВЕСЁЛАЯ РЫБАЛКА». (Дидактическая игра с магнитным аквариумом).
Давайте поможем Роме поймать рыбу. Дети вылавливают фигурки и распределяют их на магнитной доске в зависимости от наличия звука [Р] или [Л] в словах). Разделим эти слова на слоги. Где находится звук [Р] или [Л] в слове?
ЛАК, ЯБЛОКО, ПЕНАЛ, РОБОТ, БАРАБАН, ТОПОР, РЫБА.

Воспитательный момент.
- Вот оказывается сколько мусора было в реке. Как вы думаете, откуда всё это взялось? Хорошо ли поступают те, кто это делает? Можно ли так делать? Давайте ещё попробуем половить. (Выходит последний ребёнок и ловит щуку).

Работа в тетрадях № 1.
Наконец нашему рыбаку Роме повезло. Мы помогли ему поймать рыбу. Как она называется? Красивую рыбу мы поймали! Молодцы, ребята! Рома очень доволен. А сейчас он пойдёт и ещё порыбачит, только в другом месте реки. Он там вчера прикармливал рыбу. Давайте с ним попрощаемся.
А мы с вами возьмём карандаши, обведём и раскрасим ту рыбу, которую поймали. Какую рыбу мы будем раскрашивать? А кто ещё там нарисован?

Итог занятия.
Вспомните и скажите, чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось?

Оценка каждого ребёнка.
Кто меньше всех ошибался и правильно произносил звуки [Р] и [Л]?

Сюрпризный момент.
А вот это ведёрко с уловом, вам передал рыбак Рома за то, что вы так хорошо ему помогали. Молодцы ребята!