Организация кружковой работы как форма взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ


Автор публикации Коптяева Елена Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР ДС «Аленушка»
пгт Усть-Абакан, Республика Хакасия

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать направления взаимодействия логопеда и психолога.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Увлечение бисероплетением подтолкнули к разработке программы кружка по бисероплетению «Волшебные бусины». Бисероплетение способствует объединению деятельности учителя – логопеда, нацеленную на развитие мелкой моторики рук детей, и педагога – психолога, одной из задач работы которого является развитие творческих способностей. Тем более, бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел.
В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти рук и пальцев, что стимулирует интеллектуальное развитие детей.
Цель работы кружка:
Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером. Приобщение детей к основам рукоделия.
Составляя план работы, учитывался уровень развития мелкой моторики детей, принцип “от простого — к сложному”, разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивация изготовления поделок.
План составляется блоками, каждый блок подразумевает несколько встреч, отражающих одну тему, количество которых зависит от сложности работы. В работе кружка участвуют дети старшего дошкольного возраста, посещающие логопедическую группу, в количестве 10 человек. Работа запланирована на учебный год и содержит 9 блоков. Деятельность проходит 1 раз в неделю по 30 минут во вторую половину дня.
К нашему творчеству были привлечены родители посещающих детей. Они помогли приобрести нужный материал для работы, собрали минибиблиотеку по поделкам из бисера.
Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов, знакомства детей с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. Осваивать техники плетения начинали из мелких бусин и крупного бисера, т.к. некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки, настолько слабы были их пальчики. Нанизывали на проволоку — работа с проволокой безопасна для детей, т.к. не потребуются иголки, а ещё, это очень податливый материал, и изделиям из неё легко придать любую форму.
Сначала использовали приём простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, фенечки для себя и родных, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете. Освоив прием простого низания по схеме, использование этого приема в изготовлении игрушек, листьев или лепестков-петелек, мы перешли к технике параллельного плетения. Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Следующая работа была коллективной. Согласно осенней тематики у нас появилось «Осеннее деревце». В начале занятия мы рассматривали картинки «осени», проговаривали осенние приметы. Так мы определили тему нашей работы. Дети самостоятельно выбирали цвет изготавливаемого листика и его размер.
К 8 марта начали плести цветы для мамы. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. И цветы из бисера своей красотой, поверьте, не уступали живым.
На всех первоначальных встречах проводится работа по обогащению словаря, развитию лексико-грамматического строя речи, введение в тему. Последующие встречи блока имеют одинаковую структуру, кроме последнего — итогового. Деятельность начинается с разминки с проговаривания чистоговорки, соответствующей планированию по звукопроизношению, далее практическая работа. Итог — обобщение темы, составление деталей в композицию. В групповых комнатах постоянно проходят минивыставки детских работ. Дети, которые быстрее выполняют свою работу, помогают тем, кто не успел.
Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.
В ходе нашей кружковой работы мы пришли к выводу, что при занятиях с бисером не только достигаются поставленные цели, а так же формируются такие необходимые качества, как: взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.