Речевое развитие дошкольников


Автор публикации Тюленева Лиля Ивановна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 15 «Мишутка»
г. Прокопьевск, Кемеровской обл.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.
Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения.
Уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в обучении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учёбе.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для обучения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи является устная и письменная речь. Устная речь – это монологическая речь (т.е. повествование о каких либо событиях, явлениях т.д.), и диалогическая речь. Письменная речь – это передача информации при помощи письма.
Из внешней речи развивается внутренняя (речь – думание), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием человека.
Развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенческий возраст, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный возраст, подростковый, юношеский возраст, зрелость.
На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается физическими размерами и строением (количественно) и определёнными возможностями психики (качественно).
Интеллект и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте не, потому что организм растёт, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.
Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать: с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются.
Постепенно параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей после трёх лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить говорить.
Известны случаи, не столь трагичны, но печальные, происшедшие, по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), так как родители не занимались их речевым развитием в младенческом, раннем детском и дошкольном возрасте.
Так, Сухомлинский В.А. описывает случай из своей практики директора школы. Ребёнок, до школы воспитывался бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия, ребёнок оказался почти немым. Усилия учительницы развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого обучения оказалось причиной того, что интеллект ребёнка не развился.
Мы педагоги должны помнить, что речь – инструмент развития отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована в последствии.
Уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения в школе. Дети с высоким уровнем развития речи, как правила не испытывают трудностей в учении, быстро овладевают навыками письма и чтения. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учёбе.
Высокий уровень речевого развития это:

1. развитый фонематический слух;
2. чёткое, правильное произношение всех звуков речи;
3. словарь детей;
4. грамматические категории;
5. развитые коммуникативные умения потребность и (умение общаться);
6. связная речь

Старший дошкольный возраст.

Занятия по обучению рассказыванию проводятся еженедельно. Дополнительно (1-2 раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи. Поскольку все виды работы по развитию связной речи важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними поровну. На каждый месяц планируются пересказы небольших сказок и рассказов, составление рассказов – описаний игрушек и предметов, составление рассказов по сюжетной картине или картинкам. Составление рассказов из опыта (творческие рассказы).

Пересказ.

Детей шестого года жизни учат свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов.
Предварительно воспитатель должен сам хорошо изучить произведение, определить, что дети поймут самостоятельно, а что нуждается в разъяснении, наметить вопросы, которые заставят ребёнка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки).
Можно ли и нужно ли знакомить детей с произведением заранее?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Всё будет зависеть от уровня подготовленности детей, объёмом и сложностью произведения. Произведение даётся целиком.
Беседа по содержанию трудный и ответственный момент, при помощи вопросов, а их должно быть не более 5-7 педагог должен выяснить, удалось ли создать эмоционально-положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста. Рекомендуются приёмы, которые способствуют лучшему пониманию и запоминанию произведения:

  • Выполнение 2-4 заявок детей. Уточнив, понравился ли рассказ (сказка), воспитатель предлагает назвать отрывки, которые детям хотелось бы ещё послушать. Зачитывает их, предлагает детям повторить некоторые фразы.
    Это облегчает запоминание, активизирует внимание детей.
  • Выявление педагогом (с помощью вопросов), что нового и интересного они узнали из произведения.
  • Придумывание названия рассказа или сказки.
  • Придумывание детьми сравнений на заданную тему. (Как научился говорить букву р… Чарушина. На то, что похоже звучание звука.)
  • Вопросы, побуждающие припоминать отдельные факты. (Долго ли снежный колобок дожидался Алёшу? Долго, что даже растаял. А как долго? – ребята разделись, пообедали, спать легли. Стало быть, день и ночь прошли? Да… говорят одни, нет, дело было днём – спорят другие.)

В первой половине года детям требуется помощь взрослого. Поэтому пересказ можно провести по частям. Для активизации внимания, а также для повышения плотности занятия целесообразно проводить инсценировки и игры драммотизации.
Закончить можно занятие пересказом текста одним ребёнком, который проявил большую активность. При перессказе сказок, текстов можно использовать зрительные опоры. Это может быть графический план, серии сюжетных картинок.

Описательные рассказы.

Составление по игрушкам, предметам, животным. Это самый любимый вид занятий по родному языку. Однако анализ планов работы воспитателей старших групп показывает, что этому виду работы уделяется недостаточное внимание.
Воспитатель испытывают затруднения, так как не может выдвинуть мотив, который убедил бы детей.
Мотив: при описании игрушки. Игра магазин. Ребёнок приходит в магазин и купит игрушку, если её опишет правильно.
Очень важно создать атмосферу непринуждённости, создать условия для обогащения речи детей. Как и в младших группах ведётся повседневная кропотливая работа по развитию словаря. Дети рассматривают игрушки, посуду, одежду ежедневно. Воспитатель при удобном случае обращает внимание на предмет его части, форму, цвет, материал из которого он сделан, способы действия, для чего он нужен. Проводятся дидактические игры. Только после этого дети составляют рассказ с помощью схем.
Организационный момент: загадки, словесные игры и т.д. Затем вносится схема (можно поэтапно, можно сразу) на первом занятии дети знакомятся с условными обозначениями, для активного словаря проводятся игры, кто больше придумает слов? Выбирают игрушку, предмет один и составляют рассказ все вместе по цепочке. Затем составляет рассказ ребёнок по желанию. Чтобы повысить речевую активность и плотность занятия используется приём-игра «Хвастунишка» составляют рассказ два ребёнка.
Итог: угощаем овощами, фруктами. Игра угодайка и т.д.
Раскрась картинку – дети видят изображение предметной или сюжетной картинки в чёрно-белом изображении. Раскрашивают красивыми словами – картинка появляется красочная.
- Значит, правильно составлен рассказ, помогла схемка.
Составление рассказа по профессии с помощью схемы.
Составление рассказа по серии картинок:
Устанавливают причинно-следственные связи, т.е. картинки располагают по порядку, воспитатель подсказывает надо расположить картинки по порядку, что было сначала, что потом, чем дето закончилось.
Это самый интересный и трудный вид работы. Дети не всегда могут логически мыслить, не хватает представлений о том или ином событии. Поэтому при подборе материала надо опираться на знания детей.

Рассказы детей из опыта.
Обучение такому рассказыванию имеет большое значение для развития связной речи. Дети учатся использовать свой опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связано, последовательно излагать свои мысли без зрительной опоры.
Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что, обо всём окружающем можно рассказать живо и интересно.
Рассказывание из личного опыта вводится со средней группы, после знакомства с картиной или игрушкой. После рассматривания картины, воспитатель предлагает рассказать о кошке, которая живёт у них дома. Целесообразно составляют коллективные рассказы. Воспитатель знакомит с темой рассказа (что мы видели на экскурсии), намечает основную сюжетную линию:
Сначала расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного видели, закончим, что нам больше всего понравилось, запомнилось.
Дети высказываются, воспитатель записывает. Это стимулирует детей к высказыванию. Затем предлагает нарисовать картинки.
В старшем возрасте расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, тематика рассказов из опыта усложняется. Широко вводится тема природы.

1. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе

(Кто обедал в птичьей столовой,
как мы устроили цветник).

2. Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривание картин

(Как звери живут зимой,
что случилось на реке весной)

3. Описательный рассказ на основе сравнения разных времён года

(Наш участок зимой и летом)

4. Описательный рассказ о каком-нибудь времени года

(Моё любимое время года)

5. Описательный рассказ об отдельном явлении природы

(Ледоход, осенний букет)

К рассказыванию из личного опыта относится составление коллективных писем (товарищу, в другой д/с, другой город). Этот метод широко рекомендовала Тихеева.
Составление писем не только развивает связную речь и имеет большое воспитательное значение, вызывает у детей дружеские и заботливые чувства.
Родители–помощники, они могут обогатить детские впечатления в выходные и праздничные дни, побывав на концерте экскурсии, лыжной прогулке.