Разделение функций между воспитателем и логопедом в формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР (консультация для воспитателей)


Автор публикации Самойленко И.М.
учитель-логопед

Формирование речи, как известно, включает три компонента: звуковую сторону, словарь и грамматический строй. Все три стороны находятся в тесном единстве.
Грамматический строй — формирование слов в предложения по законам данного языка: согласования, управления, примыкания.
В процессе общения с окружающими развивается речь ребенка. Очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и руководство формированием его речи: звуковым произношением, лексикой и грамстроем.
Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Развивающееся предметное восприятие, способствует накоплению словарного запаса, овладению грамматическим строем.
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка: он говорит развернутыми фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.
У дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи наблюдается совсем другая картина.
Даже при третьем уровне общего недоразвития речи (самом высоком) словарный запас ребенка не превышает 1,5 – 2 тысячи слов при норме 3-4 тысячи.
В речи детей преобладают слова-названия обиходно-бытовых предметов и действий, недостаточно слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактных понятий. Дети часто заменяют одно название другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам – что подтверждает бедность их словарного запаса. Такое смешение понятий не всегда бросается в глаза при живом речевом общении.
Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях, связанных со словообразованием:
«сливной компот» (вместо сливовый);
«пришила юбку» (вместо подшила);
«березная роща» (вместо березовая роща).

Подобного рода ошибки фиксируются не до начала специального обучения, а в его процессе.
В грамматическом оформлении речи детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложений. Зачастую дети третьего уровня не могут правильно повторить фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.
Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них не редки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласований различных частей речи.
Например: «ухаживаем а ежику» (за ежиком);
«заботились белкой» (о белке);
«много стулы» (стульев);
«подошел два гуся» (к двум гусям);
«играл две котенки» (с двумя котятами).
Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются. Например, на вопрос – какое варенье варят из слив? – один ребенок отвечает «сливочное», а другой – «сливное». В обоих случаях ответы ошибочны как лексически (значение слова) так и грамматически (способ словообразования).
При планировании и проведении работы по коррекции лексико-грамматических нарушений следует разграничивать функции логопеда и воспитателя коррекционной группы.
Ведущая роль в обогащении словаря детей, пополнению их общих знаний отводится воспитателю.
Основное направление в работе логопеда – устранение аграмматизма – ведущего признака общего недоразвития речи. (Аграмматизм – проявление недостаточной сформированности и грамматического строя речи). Помимо устранения аграмматизмов логопеду необходимо заниматься коррекцией произношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, внимания, памяти, связной речи и т.д.
Логопед на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляет тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществлять эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой по особой системе – с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сбор на прогулку, дежурство, умывание, игры и т.д.), систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
При планировании и проведении фронтальных занятий логопед делает акцент не на словарных темах, а на изучаемой грамматической категории (предлоге, падежной форме существительных, согласовании различных частей речи, конструкций фразы и пр.).
Словарю отводится роль «строительного материала», «кирпичиков» из которых формируется стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей языка.
Знание грамматической теории дошкольникам, разумеется, не требуется. Нужно, чтобы они практически улавливали некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз и могли осуществить перенос на самостоятельно смоделированное предложение, а также находили неточности, сознательно допущенные педагогом в словосочетаниях и могли их исправить. При таком подходе формируется чувство языка.
Словарь для лексико-грамматических занятий логопеда не ограничивается одной-двумя лексическими темами. Тем самым исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка (активный и пассивный) расширяется без ограничений.
Так, например, на занятии по согласованию числительных «один», «одна» с существительными могут быть задействованы темы: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Продукты», «Животные», «Одежда» и т.д. Логопед обязательно называет эти обобщения, производит анализ словосочетаний и формулирует вывод – Если в конце «а», то про какой предмет мы говорим «одна»? Важно, что используется при этом значительная лексическая база, а не одно-два обобщения.
Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет не только добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает интерес детей к знаниям.
При выборе слов для лексико-грамматического занятия необходимо ориентироваться на постоянный подъем семантики новых слов, даваемых в каждом упражнении, а также тренинг по их использованию в словосочетаниях и предложениях.
На групповых занятиях логопед отрабатывает лексико-грамматические категории с детьми в соответствии с перспективным планом работы.
Если материал нужно закрепить, то дается задание воспитателю или родителям (в индивидуальной тетради).
Логопед может продолжить работу над данной лексико-грамматической категорией на другом материале. От ребенка коррекционный процесс требует полной сосредоточенности и отдачи. Нельзя ждать успеха при поверхностном, слишком легком и беззаботном отношении взрослого к занятиям.
Следует помнить, что наилучших результатов удается достичь тогда, когда взрослые проявят заинтересованность, доброжелательное внимание к ребенку; восторженное поощрение даже самой маленькой удачи в непростом деле формирования лексико-грамматических представлений.
Овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности, для успешного обучения в школе.

Виды заданий и упражнений:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- восприятие на слух глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени (бегал – бегала, играл – играла и т.д.);
- дифференциация вопросов «Кого? Что?» в зависимости от одушевленности и неодушевленности существительного. «Кого можно увидеть?», «Что можно увидеть?»
- восприятие на слух глаголов единственного и множественного числа;
- подбирать числительные «один», «одна» к числительным и наоборот;
- различать глаголы с общей корневой частью и разными приставками;
- подбирать нужный по смыслу приставочный глагол (Бабочка к цветку отлетела; подлетела);
- учить выделять маленькие слова (предлоги);
- согласование существительных с числительными «два», «две»;
- согласование местоимений «мой», «моя» с существительными;
- учить добавлять в предложение пропущенный предлог;
- употребление падежных форм существительных с двумя предлогами и без предлогов;
- учить отвечать на вопросы: какой предмет по цвету, по форме, вкусу и т.д.;
- учить образовывать относительные прилагательные (деревянная ложка, бумажный кораблик);
- учить подбирать к предмету несколько определений;
- распространение предложений однородными членами;
- составление предложений по двум опорным словам;
- подбирать антонимы к прилагательным (чистый – грязный, больной – здоровый);
- подбирать глаголы – антонимы (повернись – отвернись, подойди – отойди).