Познавательно-игровой проект «Вместе с мамой и папой»


Автор публикации Кузьминская В.А.
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР ДС № 26 «Петушок»
г.Туапсе

Анализ ситуации

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Взависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Анализ результатов анкетирования показал, что родители наблюдают за тем, как говорят их дети.
- 75% родителей при общении с ребенком дают правильный образец речи, при необходимости объясняют, как нужно правильно сказать;
- 25 % родителей не уделяют проблемам речевого развития у ребенка;
- 56% семей наблюдаются однообразие организации жизни ребенка дома;
- 16% родителей нет времени на занятия с ребенком дома.

- 90% родителей не достаточно компетентны в вопросах формирования правильной речи детей и нуждаются в помощи специалиста.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы российского дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием инновационных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Практическая значимость: Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Новизна материала: Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника с помощью инновационных технологий, которые можно использовать в домашних условиях.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»;
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию;
  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Проблема: недостаточная теоретическая и практическая подготовленность родителей в проведении работы по автоматизации звуков, развитию связной речи в домашних условиях. Отсутствие адаптированных к домашним условиям пособий и игр. Недостаточное взаимодействие между родителями и учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе. Каким образом, сделать родителей активными участниками и помощниками в коррекционно-образовательном процессе?
Гипотеза: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника улучшится, если использовать инновационные формы работы с родителями.
Объект: формирование инновационного содержания и форм работы ДОУ и семьи.
Предмет: инновационный режим психолого-педагогической деятельности (новые технологии, направления, формы сотрудничества).

Вид проекта:
Данный проект долгосрочный, творческий, познавательно-игровой, практико-ориентированный, коллективный.

Участники проекта: дети, посещающие логопункт МБДОУ ЦРР ДС №26 «Петушок» г.Туапсе, родители, учитель-логопед, воспитатели МБДОУ, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: с августа 2013 по май 2014 учебный год.

Инновационные формы работы с родителями в рамках проекта:
Среди инновационных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей в проекте используются следующие:
- «домашняя игротека»;
- «почта одного дня»;
- «консультации для родителей с просмотром видеозанятий»;
- «использование видеотеки»;
- «арт-технологии»;
- «мастер-класс»;
- «день открытых дверей».

Ожидаемые результаты:

  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
  • Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

  • трудности взаимодействия с родителями, имеющих слабую мотивацию в совместной деятельности с ребенком.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:

  • Сформулировать основополагающий вопрос и формулировку проблемных вопросов.
  • Подобрать упражнения для развития мелкой моторики.
  • Подобрать упражнения для выработки правильной воздушной струи.
  • Разработать легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
  • Собрать и изучить информацию по заданной теме проекта (поиск информации в Интернет сети, других источниках).
  • Обсудить возможные мероприятия проекта с его участниками (педагогами, воспитателями, музыкальным руководителем).
  • Подобрать подходящий к теме проекта диагностический инструментарий, провести диагностику детей.
  • Опросить родителей о приемлемых формах их участия в проекте (через анкетирование).
  • Определить целесообразную последовательность выбранных мероприятий.
  • Разработать комплексно-тематический план проекта.
  • Создать предметно-развивающую среду.

Подготовка материалов: разработка авторских игр и пособий для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения и их родителей в домашних условиях.

  • Подбор литературы:

-«Веселая зарядка для язычка». О. Новиковская.
- «Логопедические тетради на автоматизацию звуков» С.В. Бурдиной;
- «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет и 6-8 лет» О.Новиковской;
- «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет». Е.Азова, О.Чернова;
- «28 занятий для обучения грамоте в детском саду и дома» С.Н. Михайлова.
- Домашняя тетрадь «Учим слова и предложения» У. Сидорова.

  • Подготовка материалов для самостоятельной деятельности детей дома:

Разработка «Языкового портфеля дошкольника».

  •  Создание информационных буклетов по проекту для родителей.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задача:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы совместной деятельности учителя-логопеда и родителей:

  • проведение семинаров-практикумов, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • создание информационно-методической видеотеки для родителей;
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка и коррекции его речи.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответ-ственный

1. Подгото-вительный этап

С августа до 15 сентября

Анкетирование родителей, проведение скрининг-диагностики, индивидуальные беседы с родителями.

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор материалов по темам: «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика»,
«Материал по лексическим темам».
Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Проведение родительского собрания на тему: «Вместе с папой и мамой» (презентация совместного проекта).

Разработка памяток, буклетов, презентаций для родителей по развитию лексических навыков, артикуляторных навыков и мелкой моторики.

Учитель-логопед

2 этап основной (практи-ческий)

Октябрь

Проведение мастер-класса «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». Презентация авторского видеоматериала по нетрадиционным формам развития артикуляции ребенка.

Разработка рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики совместно с родителями. Проведение совместных занятий с родителями. Работа с сайтом МБДОУ (размещение консультаций)

Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей. Оформление уголка «Почта одного дня».

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем — речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук по теме: «Су-джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста».
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.
Презентация авторских игр на развитие тактильной чувствительности: «Ловкие пальчики», «Голодный поросенок Яшка»

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация
«Речевое дыхание — основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью. Создание «Домашней игротеки» по развитию речевого дыхания.
Совместная выставка с родителями на тему: «Игры на развитие дыхания своими руками».

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.
Проведение мастер-класса на тему: «Инновационные формы автоматизации звуков» (видеотека).
Презентация авторской игры «Звуковые диски».

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед, воспитатели

Февраль

Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»

Обучение родителей комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей. Презентация авторской игры на развитие звуко-слогового анализа слов «Морская рыбалка».

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

март

Консультация для родителей с элементами игрового тренннинга.

Обучение родителей практическим приемам работы по формированию лексико-грамматических представлений. (подбор игр, презентаций на развитие грамматических представлений). Оформление буклетов по теме: «Полезная литература для проведения речевых игр дома».

Отзывы родителей, «Почта одного дня».

Учитель-логопед

апрель

Презентация для родителей на тему: «Мнемотехника как средство активизации речевой деятельности».
Подбор картотеки мнемотаблиц для развития связной речи ребенка по русским народным сказкам.

Оформление совместной с родителями выставки на тему: «Моя любимая сказка в картинках».

Учитель-логопед, родители

Май

Праздник красивой и правильной речи

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед
Муз. рук-ль

Ежеме-сячно

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

Ежене-дельно

Индивидуальные консультации, работа в уголке «Почта одного дня»

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед

Ежеме-сячно

Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Учитель-логопед

3. Заключи-тельный этап

Май

Мониторинг
(анкетирование)
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

Учитель-логопед, родители, воспитатели.

 

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

 

Апрель

Участие в РМО

Презентация проекта

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.

4 этап. Презентация проекта

  • Анализ и обобщение полученных знаний родителей в совместной работе с детьми, учителем-логопедом и сотрудниками ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель).

Предполагаемый продукт проекта:

  • Презентация «Языкового портфеля дошкольника».
  • Выставка детского творчества:

«Любимые сказки в картинках»;

Итоговое развлечение «Праздник красивой и правильной речи».
Список литературы:

  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на ;логопедических занятиях». М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.