Конспект итогового занятия при изучении тем: «Посуда», «Продукты питания» для детей подготовительной к школе группе


Автор публикации учитель-логопед Большакова Елена Вячеславовна,
воспитатель Плаксина Инга Олеговна
МБДОУ детский сад №27
г. Мончегорск, Мурманская обл.

Цель занятия: систематизировать представления о продуктах питания, посуде и работе повара.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять знания детей о продуктах питания, блюдах, получаемых из этих продуктов, о профессии повара, предметах, облегчающих его труд. Дать представление о птичке овсянке.
Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы полными и краткими ответами. Закреплять, уточнять и активизировать предметный словарь, словарь признаков по пройденным темам. Развивать грамматический строй речи (образовывать относительные прилагательные, образование однокоренных и сложных слов). Продолжать знакомить с многозначность слов (овсянка). Продолжать учить отгадывать словесные, силуэтные загадки; знакомить с народными пословицами и поговорками.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук; координацию речи с движением; слуховое и зрительное восприятие; память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность; самостоятельность, формировать навыки сотрудничества. Воспитывать уважительное отношение к профессии повара.
Предварительная работа:
Рассматривание картины «Мы играем в магазин», «Повара», экскурсия на кухню в детском саду, занятия по изодеятельности (лепка, рисование, раскрашивание посуды), чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Федорино горе», Н.Носов «Мишкина каша», Братья Гримм «Горшок каши» и др.; д/и «Один-много», «Скажи ласково», «4 лишний», «Что изменилось?», «Подскажи словечко», разрезные картинки, с/р игра «Магазин», «К нам гости пришли». Индивидуальная работа проведена при заучивании стихов о супах и о полезных продуктах.

Оборудование:
Кастрюли, картинки с изображением продуктов питания, плакаты с изображением силуэтов посуды, модули для домиков, аудиозапись с голосами лесных птиц, пластмассовый таз с контейнерами, предметами, изображающими продукты питания, тарелки с наклеенными крупами, иллюстрация птицы – овсянки, одноразовые тарелки, сгущенное молоко, фрукты – виноград, апельсин, мандарин, изюм, костюм для повара, белые колпаки для поварят

Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель загадывает загадку:
- Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? Кто же это? (повар)
- Правильно, это повар. (Стук в дверь. Появляется повар. Здоровается с детьми.)
Повар: Ребята, узнайте, в каком домике я живу. Мой домик не низкий, но и не высокий,  не с красной и не с жёлтой крышей.
(Из модулей выстроены 5 разных домиков – 1 высокий, 3 средних и 1 низкий, цвета у домиков и крыш разные).
- Правильно, я живу в жёлтом домике с синей крышей. У меня в домике много разной посуды, но есть самая любимая, которой я пользуюсь ежедневно

  • Из горячего колодца
    Через нос водица льётся.
  • Чайника подружка. Имеет два ушка,
    Варит кашу, суп для Юли. И зовут ее… (кастрюля)

Повар: Чайник, кастрюля – как назвать одним словом? Какая это посуда: чайная, кухонная или столовая? В моём домике на кухне есть много разной посуды. А какая – угадайте! (Повар показывает плакаты с изображением силуэтов посуды). У меня на кухне много разных продуктов.
Загадки о продуктах питания:

  • Его не советую путать со смазкою,
    Когда у машин улучшается ход.
    И в пачках бывает, жидкостью вязкою,
    Животным, растительным – в пищу идёт. (масло)
  • Всем нам пригодится белая водица.
    Из водицы белой всё, что хочешь, делай:
    Сливки, простоквашу, масло в нашу кашу,
    Творожок, пирожок. Кушай, Ванюшка, дружок! (молоко)
  • Творожку я – брат, сметанке – сват, маслу – племянник я.
    А молоко – матушка моя. (сыр)
  • Есть молочные продукты
    Где кусочками в них фрукты.
    Ну какие дети могут
    Не любить полезный…(йогурт) (картинки прикрепляем на доску)

Какие это продукты — мясные, молочные или мучные?
На кухне у меня много помощников-приборов, которые помогают мне вкусно и быстро приготовить обед. Давайте мы их назовем. Хлеб печет – (Дети: хлебопечка), хлеб режет- (хлеборезка), кофе молет – (кофемолка), кофе варит – (кофеварка), сок выжимает — (соковыжималка), овощи режет – (овощерезка), а делает фарш, или мясо рубит – (мясорубка). Молодцы! Вы все правильно назвали.
Воспитатель: А теперь, давайте мы отдохнем и пригласим друзей к нам в гости.
Физкультминутка «К нам гости пришли»(исполняется песня с движениями)
1. К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли
2. С капустой пирог,
И с малинкой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.
3. Наш детский сад
Дружбой славится.
Приходите в гости чаще,
Если нравится.
Повар: У меня на кухне много работы. Мне нужны помощники. (На детей надевает колпаки).
- Я – повар, а вы… (поварята, поварёнок). Колпак у повара какой? (поварской) Сегодня на обед мы будем готовить разные супы. (На столе – 4 кастрюли, картинки с изображением продуктов питания).
- Артем, ты будешь готовить щи, Нина, ты – борщ украинский, Гриша готовит рассольник, а Максим – солянку. Перед вами находятся продукты, вы должны отобрать в кастрюли те продукты, которые вам нужны для приготовления супа. (Дети сначала отбирают карточки, на которых изображены нужные продукты, затем читают стихи, показывая карточки).
Щи
Для родных и для друзей наливай горячих щей.
Сваренных густо: в них морковь, капуста,
Лук, картофель, сельдерей – щи хлебай и не болей.
Для желудка и души они очень хороши.
Борщ украинский
Огненный борщ этот есть нам так любо
Хоть горло в перце и в масле губы.
Дарят здоровье нам свёкла, картошка,
Морковь и капуста и сало – немножко.
Ложкой орудуем страстно и с рвеньем,
Борщ дарит сытность и вдохновенье.
Рассольник
Вы перловку отмочите и в бульоне отварите.
Не жалея глаз и рук, репчатый нарежьте лук.
Измельчив морковь, картошку, их добавьте понемножку.
И солёный огурец – блюда этого венец.
В суп дымящийся кладите и сметану, и укроп.
А как порцию съедите, то утрите потный лоб.
Солянка
Это очень сытный суп – много мяса и без круп.
Помните, все виды мяса подойдут сюда прекрасно.
Говядина и язык, колбаса, сосиски, шпик,
Ветчина и почки – всё мелкие кусочки.
Солёный огурец пузатый аромат придаст богатый.
В конце оливки положите, укроп, петрушку положите.
Подавая же солянку, не забудьте про сметанку.
Повар: Спасибо, поварята, вы мне очень помогли.
Педагог: Ребята, а какие ещё супы вы знаете? (ответы детей).
Любимая еда русских – щи и каша. Поэтому недаром в народе говорят: «Щи да каша – пища наша». Я сейчас проверю, знаете ли вы каши? (Показывает тарелки с наклеенными на них крупами. Дети рассматривают и называют каши.)
Эта каша – овсяная. В Англии эту кашу называют овсянка. А есть такая птица, которая называется овсянка. Представьте, что мы в лесу на полянке, где слышится пение птиц. Сейчас я вам расскажу про птичку – овсянку. (Под аудиозапись голосов птиц в лесу воспитатель рассказывает про птицу).
Повар: Пока гости к нам собираются, давайте накроем на стол: постелем скатерть, поставим чашки, блюдца. У каждой вещи есть свое место: масло сливочное мы положим (куда?) — (Дети: в масленку), сахар насыплем (куда?) — в сахарницу, молоко нальем ( куда?) – в молочник, сухарики положим (куда?) — в сухарницу, конфеты положим (куда?) – в конфетницу, лимон положим (куда?) — в лимонницу, а салфетки положим (куда?)- в салфетницу. Молодцы! Все правильно назвали. Посмотрите, как красиво у нас сервирован стол.
Педагог: Всегда в хлебосольной России считалось: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Скажите, почему Россия – хлебосольная? (Гостей встречали с хлебом и солью). Давайте мы с вами замесим тесто и испечём пироги. Подойдите ко мне. (Проводится игра «Сухой бассейн». Среди контейнеров находятся мелкие предметы: яблоко, морковь, рыба, гриб, груша, капуста, кура)
- Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Пироги и калачи. (Дети имитируют замес).
- Пироги бывают с разной начинкой. У тебя, …, какой пирог? (Из рыбы – рыбный и т.д.) О хорошем поваре говорят: «Добрый повар стоит доктора». (Объяснить: от качества приготовленных поваром блюд зависит наше здоровье, поэтому так и говорится в народе) Подойти к этому столу, посмотрите, для каждого из вас приготовлены тарелки. Что в них налито? (сгущенное молоко). Правильно. А на этих тарелках лежат фрукты. Какие фрукты вы узнали? (виноград, киви, дольки мандарина, изюм) Изюм – это сушеный виноград. Давайте из фруктов и ягод составим портрет доброго повара. Фрукты вы будете выкладывать на тарелки со сгущенным молоком не руками, а зубочистками. На одну зубочистку накалываете кусочек фрукта, а другой — помогаете его выложить на тарелку. (Дети садятся за столы и выполняют задание)
Педагог: Молодцы! Какие красивые портреты у вас получились, и все разные, интересные, не похожие друг на друга.
Повар: Мне тоже очень понравились портреты, у вас получился настоящий десерт. Ну, мне пора, у меня еще много работы. До свидания!
Педагог: Ребята, а вам понравилось занятие? что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей). Нам с поваром вы тоже очень понравились, много знаете и умеете. Молодцы! После занятия вы вымоете руки и можете свои портреты-десерты съесть. А теперь давайте и наших гостей угостим фруктами (на шпажках наколоты кусочки тех же фруктов).
Дети:  Чтоб расти – нужна еда:
Фрукты, овощи, вода,
Каша, молоко и хлеб,
Суп с котлетой на обед.
И пореже – шоколад,
Торт и с газом лимонад.
Будешь ты тогда здоров
Без лекарств и докторов. (угощают гостей)