Инд. занятие Звуки Ш-Ж


Тема: Звуки З-С
Задачи:

  • Учить дифференцировать звуки [с] и [з] по звуковым и артикуляционным признакам
  • упражнять в слоговом анализе слов,
  • развивать фонематическое восприятие
  • учить образовывать существительных с уменьшительно-ласкательным значением
  • развивать целостность восприятия

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых встречаются звук с; фишки для составления схем предложения и слова

Речевой материал: сугроб, снегоуборочный

Ход занятия:

Орг. момент
Определи букву на ощупь.(С,З)
Какие звуки они обозначают?
Сравнение звуков по по артикуляционным и акустическим признакам
Логопед предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы)
Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук с: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с.
(если кто-либо скажет, что теплая – сравнить х и с).
Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Сердито произносим звук (это твердый звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Звук З – аналогично. Обращается внимание на то, что звук звонкий.
«Поймай звук»
Игра «Кого (что) вижу?» («Замок»)              
Назови картинки.

Назови ласково

Игра «Составим бусы» (дифференциация С-З)
(логопед показывает картинку. Ребенок определяет, какой звук – С или З – в них присутствует. Если С – выкладывает желтую фишку, З- фиолетовую)

Игра «Сугробы» (определение слоговой структуры слова)

Звуко-буквенный анализ слова (коза)
Сколько звуков в слове суп?
3 клеточки – в каждом окошке живет звук
Какой первый звук?
Какой он? (согл., тв)
Какую фишку возьмем? (синюю)
Какой второй звук? Какой это звук? Возьмите нужную фишку. Это гласный звук.
Назовите третий звук. Что мы о нем знаем?  (согл, ТВ, гл.) (Синяя фишка)
Последний звук?
Прочитаем, что мы составили.
Где стоит звук, который мы сегодня изучаем? (на 1 месте). Покажите его пальчиком.
Сколько гласных звуков в слове? Покажите их.
Если заменить звук? Какое слово получится? (коса)

Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составить предложения со словом суп.
Какое первое слово? Обозначим его полоской.
Возьмите схемы и выложите.
В конце ставим точку.
Сколько слов в предложении?
Задание: Распространить предложения.

Повтори:
Собираем землянику.
Соня заснула.
Блестит роса на розе.
Лиза смотрит на козу.
На столе стоит ваза с розами.
Около сумки стоит зонтик.

Упражнение «Сочиняем чистоговорки»

Подведение итогов