Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Ш»


Автор публикации Каретникова Елена Иирживна
учитель-логопед 1-й категории
ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского языка №1375, дошкольное отделение, структурное подразделение №5
г. Москва

ЦЕЛИ:
1.Уточните произношения имеющегося звука «Ш».
Добиваться правильного произношения изолированного звука «Ш».
Учить определять положение губ, языка при произнесении звука «Ш»
2. Автоматизировать звук в речи. Научить ребёнка правильно произносить и артикулировать этот звук в прямых слогах, в словах с прямыми слогами с ударением на слоге, в стихах и во фразовой речи.
3. Развитие фонематического восприятия. Различение звука «Ш» в ряду звуков. Умение слышать и выделять звук в слове.
4. Развитие памяти, слухового внимания: доведение линейной памяти до 4 единиц. Учить запоминать слова в заданном порядке.
5. Развитие мелкой моторики рук, путём воздействия на активные точки ладоней су-джок шариком.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ.
1. Игрушки, в названиях которых встречается звук «Ш» (кошка…).
2. Предметные картинки: шапка, кошка, майка, шайба, шампунь, полотенце, шуба, труба, машина, корзина.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргпнизационный момент
Показать ребёнку игрушку (кошку). В слове кошка есть звук «ш».
- Мы будем правильно учиться произносить этот звук. Пошипи как кошка: Ш-Ш-Ш…
Показать ребёнку игрушку (змейку). Давай споём «песенку змеи».
Произнеси звук «Ш» длительно на одном выдохе: Ш-Ш-Ш …

Уточнить артикуляционный уклад.
- Давай вспомним, где живёт звук «Ш», язычок вверху, напоминает «форму чашечки». Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, но не соприкасаются, кончик языка широкий, поднят к нёбу (за альвеолами), но не касается его, образуя щель. Боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха.

2. Слоговая разминка.
- Давай поиграем, я говорю тебе слоги, а ты чётко повторяй за мной:
Ша-ша-ша Ши-ши-ши
Аша-аша-аша Аши-аши-аши
Шо-шо-шо Шу-шу-шу
Ашо-ашо-ашо Ашу-ашу-ашу
Ше-ше-ше Ше-аше-аше

3. Автоматизация в словах с прямыми слогами, с ударением на слоге со звуком «Ш».
- А теперь, давай споём песенку:
ша-ша-шапка
ша-ша-шайба
ша-ша-шахматы
ша-ша-шампунь
ша-ша-шахта
ша-ша-шаг
ша-ша-шампиньон
ша-ша-мешать
ша-ша-ушанка
ша-ша-дышать
ша-ша-решать
ша-ша-лошадка
шо-шо-шов
шо-шо-шопот
шо-шо-мешок
шо-шо-пушок
шо-шо-горшок
шо-шо-вершок
шо-шо-петушок
шо-шо-ремешок
шо-шо-мышонок

Шу-шу-шум
Шу-шу-шутк
Шу-шу-шут
Шу-шу-шутить
Шу-шу-шумовка
Шу-шу-шутник
Шу-шу-шуба
Шу-шу-шуметь
ши-ши-ширма
ши-ши-кувшин
ши-ши-машина
Ше-ше-шея
Ше-ше-шептать
Ше-ше-мишень
Ше-ше-шепчу
Ше-ше-дышу
Ше-ше-прошу
Ше-ше-ношу
ши-ши-шина
аши-ши-шипы
ши-ши-шить
ши-ши-шип
ши-ши-шитьё
ши-ши-шипеть
ши-ши-шиповник
ши-ши-шило

4. Автоматизация во фразовой речи звука «Ш».
- Поиграем в игру «Попугайчик». Я произношу фразу, а ты за мной повторяешь.
У Даши шахматы.
Маша кушает тушёнку.
У Яши пшённая каша.
У Яшиной машины шины.
Наташа вешает шубу в шкаф.
У кошки ушки на макушке.
Паша катает мишку на машинке.
Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
Шалуны шумели и шалили.
Кто-то шипит под шиповником.
Шампиньоны удобно вынимать шумовкой.
Шалунья порвала шорты.
У Шуры широкие шаровары.
Шофёру надо проверить шины.
Шахтёры добывают уголь на шахте.

5. Пальчиковая гимнастка. Стихотворение с использованием Су-джок технологии.
- Сейчас послушай новое стихотворение «Наша Маша»
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке.
- Возьми волшебный шарик, раскатывай его между ладошек и произноси со мной это стихотворение чётко и правильно.

Занятие

Развитие фонематического восприятия и слухового внимания. (Работа с предметной картинкой).
(Слова со звуком «Ш» в разных позициях).
- Рассмотри картинки, и назови, что там изображено.
- Теперь я назову слова, ты хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ш».
Картинки: шапка, кошка, майка, шайба, шампунь, полотенце, шуба, труба.

6. Развитие памяти, слухового внимания.
- А теперь я назову тебе подряд несколько слов, а ты попробуй их запомнить и повторить, будь внимателен!
Шум-шутка-шуба-кошка
Крошка-мошка-каша-шип

7. Итог занятия.
- Ты сегодня молодец, и научился чётко и правильно произносить звук «Ш». Ты очень старался и заслужил в награду наклейку!
Домашнее задание: выучить стихотворение «Наша Маша».