Конспект логопедического занятия «Звук Ч»


Автор публикации Варганова Марина Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №40 «Русалочка»
г. Тамбов

Цель: Закрепление правильного произношения звука [ч] в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование и практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых слышится звук [ч].
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
– Ребята, сегодня мы отправляемся в Страну гномов. Хотите? В Стране гномов нужно быть внимательным, говорить четко, громко и правильно.
2. Повторение звука [ч].
– Путь туда неблизкий. В дороге нам понадобятся: чайник, чашки, печенье, булочки, калач (показ картинок, вырезанных по контуру). Дети, какой звук повторяется в названиях этих картинок? (Звук [ч]). Сегодня мы не только его повторим, но он поможет нам попасть в Страну гномов. А теперь давайте произнесем его все вместе.
Выясняется, что звук [ч] согласный, всегда мягкий. Затем логопед спрашивает:
– При произнесении звука [ч] в каком положении находятся язык и губы? (Губы немного вытянуты вперед, кончик языка вверху).
Ребята, в Стране гномов нужно быть сообразительными. Давайте потренируемся. Придумайте слова со звуком [ч] в начале, середине и конце слова.
3. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед:
– Путешествие в Страну гномов будет необычным: туда не добраться на поезде, на корабле или на самолете. Попасть в страну гномов может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов – из больших предметов делать маленькие. Правило волшебного превращения предметов очень простое: чтобы изменить предмет, сделать его маленьким, нужно изменить слово, которое называет этот предмет. А поможет в этом нам звук [ч].
А вот и Страна гномов!
Смотрите, у гномов беда – злой волшебник превратил маленькие вещи гномов в большие и теперь они не могут ими пользоваться. Надо превратить эти предметы в маленькие. А секрет волшебного превращения мы знаем – надо изменить слова. Я начну, а вы продолжите. Не забудьте правильно и четко произнести звук [ч].
Лодка – лодочка;
вагон – вагончик;
бутылка – бутылочка;
полка – полочка;
рама – рамочка;
диван – диванчик;
елка – елочка.
– Ребята, злой волшебник украл письмо у гномов, которое они получили от девочки Олечки. Гномы просят нас помочь отыскать письмо. Согласны?
4. Физминутка.
Идти нам еще далеко, давайте немного отдохнем и поиграем.
Ручки вверх и в кулачок,
Топни, топни каблучок.
Ручки вниз и на бочок,
Топни, топни каблучок.
(Дети вместе с логопедом выполняют соответствующие движения).
5. Упражнение в правильном употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед:
– Отправляемся дальше в путь. Смотрите, рядом со Страной гномов стоят терем и теремочек. В них живут две сестры, старшая – утка и младшая – уточка. Бабушка прислала им посылку, в ней большие и маленькие предметы. Сестры спорят – кому какой предмет должен достаться. Давайте им поможем.
Ребенок достает из посылки пару предметов и отдает их уткам со словами: ”Утке я отдам банку, а уточке – баночку”. Аналогично раздаются пары предметов:
лента – ленточка;
платок – платочек;
булка – булочка;
альбом – альбомчик;
тетрадь – тетрадочка;
тарелка – тарелочка.
6. Заучивание текста.
Логопед:
– Утка и уточка в/ас благодарят. Они сказали, что письмо находится в сундучке, который спрятан под елочкой. (Дети вместе с логопедом достают письмо).
Злой волшебник очень коварный, любыми способами он может у нас письмо отобрать, поэтому текст письма придется заучить.
Заучивание текста: “Олечке подарили книжечку. В ней много картиночек и рисуночков. Там нарисованы: мячик, бычок, грибочек, волчок, клубничка. Олечке нравится книжечка”.
– Мы выучили письмо. Теперь давайте прочитаем его гномам. (Чтение детьми заученного текста).
7. Итог занятия.
– Гномы нас благодарят, приглашают бывать у них почаще. А нам пора в детский сад.
Ребята, сегодня мы повторили звук [ч] и превращали большие предметы в маленькие. Расскажите дома о нашем путешествии в Страну гномов.