Использование устного народного творчества в развитии речи у дошкольников с ОНР


Автор публикации Мелихова Людмила Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 84 комбинированного вида «Радуга»
г. Елец, Липецкая обл.

Звуковая культура речи — это составная часть речевой культуры и нельзя недооценивать её значение. Она является необходимым компонентом как для воспитания полноценной личности ребёнка в целом, так и выступает необходимым условием для успешной подготовки к школе.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Дошкольный возраст сенситивен для воспитания звуковой культуры. Это обусловлено рядом причин:

  • происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь.
  • совершается анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата.

Особую актуальность проблема формирования звуковой культуры речи приобретает в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Их системное недоразвитие речи затрагивает и звуковую культуру. Даже обучаясь в логопедической группе, дети получают коррекционную помощь на занятиях только в виде игр и упражнений по коррекции звукопроизношения, а развитие других компонентов звуковой культуры речи (темп, ритм, дыхание, голос) недостаточно.
Д.Б. Эльконин* писал: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.
  7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  8. Формировать нормальный темп речи.
  9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Для решения этих задач требуется поиск новых универсальных средств. Таковым, на мой взгляд, является использование малых фольклорных жанров в развитии звуковой культуры речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики, выразительности и эмоциональности. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в том числе и для развития звуковой культуры речи.
И детям и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. А ведь без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве. Рассмотрим некоторые из них.
Колыбельные песни. Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово. По меткому определению К.Д. Ушинского*, пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребенка на русский лад.
Считалка. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Загадки. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина*.
Излюбленной словесной игрой детей остаётся скороговорка. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Игра заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но и в путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь. Следующая удивительная особенность скороговорок – ее сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму, и создают ритм.
Потешки также являются одной из форм малого фольклорного жанра. Это небольшие стишки, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. Повторяющиеся звукосочетания способствуют речевому развитию, в том числе и развитию звуковой стороны речи не только у младенцев, но и у детей старшего дошкольного возраста.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. А.П. Усова* утверждает: «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». На прогулке, во время игр, в ходе занятий эти произведения являются прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Например, использование в работе с детьми потешки, как малой формы фольклора, будет способствовать не только общему развитию речи, но и формированию звуковой культуры речи.
Учитывая психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, потешки должны способствовать созданию эмоционального, телесного и словесного взаимодействия взрослого и ребенка. А это в свою очередь будет способствовать положительному опыту общения, речевой активности, но в особой мере ? формированию речедвигательных навыков, памяти, эмоциональности и интонационной выразительности речи детей логопатов.
Учитывая низкий уровень просодических компонентов звуковой культуры речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, потешки будут являться одним из универсальных средств для развития темпа, ритма, выразительности, дикции. Они знакомы детям с детства, легко запоминаются, имеют четкий ритмический рисунок, слова имеют простую слоговую структуру. Потешки эмоционально близки и понятны ребенку, в них сообщается о привычных событиях и явлениях. Дети с радостью демонстрируют их окружающим, используют в своих играх. Многократные выразительные повторы потешек развивают артикуляционный, дыхательный аппарат и способствуют закреплению поставленных звуков, а так же дифференциации звуков схожих по артикуляции. Таким образом, развивается четкая дикция.
Потешки с музыкальным сопровождением будут способствовать упорядочиванию темпа речи. Использование потешек в качестве пальчиковых игр развивает мелкую моторику, сочетанное звуковое произнесение с двигательным сопровождением способствует формированию межполушарных связей, развитию речедвигательного центра. При подготовке к занятиям можно всегда найти подходящий лексический материал из потешек, благодаря тому разнообразию этого фольклорного жанра, накопленному народом за многие века.
Потешки можно сопровождать презентациями, импровизировать с музыкальным сопровождением, что привлечет новый интерес детей к уже знакомому материалу, а значит, лучше закрепится лексический материал в памяти ребенка. Если относиться к педагогическому и коррекционному процессу творчески, можно с успехом использовать потешки и на занятиях по обучениию грамоте. Например, давая задания детям двух команд выбрать из потешки «Сороки» слова со звуками С и Сь. Хорошо усвоив потешку, дети с удовольствием придумают продолжение ей, соблюдая заданный ритм. Потешки можно использовать на фронтальных занятиях в виде пальчиковых игр, физкультминуток, логоритмических упражнений, игр — драматизаций. Они гармонично вписываются в структуру занятия и, несомненно, способствуют развитию звуковой культуры речи.
Для решения коррекционных и педагогических задач можно обыграть любую потешку. Многообразие потешек представляет большие возможности для использования их практически на каждом занятии. Главное, желание педагога разумно оптимизировать педагогический процесс, творчески подходить к решению коррекционных задач. Следует отметить, что на индивидуальных занятиях потешки тоже могут иметь место. Использование их снимает напряженность в отношениях с логопедом, внесет разнообразие в монотонную работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков и будет, несомненно, способствовать быстрой и устойчивой коррекции речевых нарушений. А при использовании потешек, прибауток во время логопедического массажа, ребенок лучше расслабляется и эффект от массажа достигается легче и быстрее. Если дозированно и обоснованно использовать формы малого фольклорного жанра в коррекционной работе с детьми общим недоразвитием речи, то процесс развития звуковой культуры речи будет протекать планомерно, успешно и интересно.

 

1 Д.Б. Эльконин, Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста. «Известия АПН РСФСР», вып. 64, 1955.

2 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т./АПИ СССР. – М.: Педагогика, 1988. К.Д. Ушинский.

3 Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. [Текст]/ Сохин Ф.А. М., 1988.

4 Усова А. П. Обучение в детском саду.— М., 1981.—С. 47.