Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи


Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи
Тема: Мебель
Цель: формировать знания о предметах мебели
Задачи:

  • учить называть действия, изображенные на картинке (сидит, лежит, спит);
  • упражнять в употреблении предлогов «на», «в», «за», «возле», «перед»
  • учить правильно согласовывать местоимения «мой», «моя» с именами существительными в роде.
  • учить употреблять в речи формы имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
  • учить образовывать относительные прилагательные
  • формировать знания о многозначности слов ручка, ножка
  • развивать связную речь в процессе составления рассказа-описания
  • развивать кратковременную зрительную память

Оборудование: предметные картинки с изображением мебели, мяч, сюжетные картинки «В гостях у медведей

Речевой материал: чехол, плотник, мебельный, фабрика, книжный, платяной шкаф, кухонная, спальная, гостиная мебель

Ход занятия:

Орг. момент
Формирование представления о мебели
Сегодня мы отправимся в гости к медвежонку Внни-Пуху.
—      Здравствуй, медвежонок! Встречай гостей! Покажи нам, пожалуйста, свой дом.
—      Какой у тебя уютный дом, Винни-Пух!
—      Ребята, давайте назовем все, что есть у медвежонка в доме, и скажем, для чего нужна каждая вещь.

—      Как все эти предметы можно назвать одним словом?
МЕБЕЛЬ

Мы погостили в доме у мишки Пуха, а теперь пригласим его к нам в группу и расскажем, какая мебель у нас есть и для чего она нужна.
—      Скажите, мебель у медвежонка похожа на ту, которая есть у вас дома, в нашей группе?     
—      Какие предметы мебели у нас в группе тоже есть? ( С опорой на предметные картинки)

Игра «Для чего эта мебель?»       
Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает:
Что делают дети?
Мальчик сидит на стуле. Девочка сидит в кресле. Мальчик лежит на кровати. Девочка лежит на диване. И т.д.

«Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

 

СТОЛЫ — за ними дети занимаются, кушают, рисуют, лепят, играют в настольные игры.
Виды столов:
КУХОННЫЙ СТОЛ — на нем няня раздает еду, на него ставит посуду,  кладет салфетки.
ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ — за ним работает воспитатель.
ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК — на нем лежат детские книжки и журналы.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СТОЛ

СТУЛЬЯ — на них дети сидят, когда занимаются, когда кушают.
КРОВАТИ — на них дети спят во время тихого часа.
ШКАФЧИКИ — в них висит одежда детей.
ШКАФ — в нем висит одежда взрослых.       
Виды шкафов
КНИЖНЫЙ
ПЛАТЯНОЙ

Употребление пространственных предлогов с существительными в косвенных падежах

  • Учитель-дефекголог пускает зеркалом солнечного зайчика на пол, на стену, на шкаф.

—      У нас в группе поселился солнечный зайчик. Где он сейчас сидит?

  •  «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с. Логопед показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

—      Где покупают мебель? (В специальном магазине.)
—      Как называется такой магазин? (МЕБЕЛЬНЫЙ.)

Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.
Медведи переехали в новые берлоги и отмечают новоселье. Большой Медведь теперь живет в большой берлоге, а Медвежонок — в маленькой берлоге. Каждый медведь купил в мебельном магазине новую мебель.
—      Кровать у медведицы большая, а у Винни-Пуха маленькая. Можно сказать про нее КРОВАТКА. И другая мебель у медвежонка маленькая. Давайте мы ее тоже назовем.        

• Физкультминутка
Раз, два, три, четыре –
Нужна мебель для квартиры.
Грузчиков мы пригласим
И поедем в магазин.
— Что там сегодня продают?
— Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты.

 

Части мебели
Части стула, шкафа.
— Посмотрите на столы. Какой формы столешница (крышка)?

Работа с многозначными словами:
У кого (чего) есть ручка?(у девочек, у мальчиков, у чашки, у чайника, пишем ручкой, ручка у двери, у шкафа).
Игра «Ножки бывают разные»

- Где делают мебель? (На мебельной фабрике)
-Как называется профессия человека, который делает мебель, чинит ее? (плотник)
Из чего делают мебель?

Пальчиковая гимнастика (Стул, стол, кровать)

Образование относительных прилагательных
Из дерева- деревянная,
Из металла – металлическая,
Из пластмассы –
Из стекла-

Упражнение в согласовании сущ. и прил. в роде и числе
ДЕРЕВЯННАЯ КРОВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ СТУЛ
ДЕРЕВЯННОЕ КРЕСЛО   ДЕРЕВЯННЫЙ ШКАФ
ДЕРЕВЯННАЯ ПОЛКА    ДЕРЕВЯННАЯ ТУМБОЧКА
ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛ и т. д.

 

Игра «Чего нет?»
Сейчас мы будем плотниками и будем чинить мебель.
Внимательно рассмотрите и скажите, чего нет у стола. (У стола нет ножки.)
Усвоение предлога для.

Крышка нужна для… (стола). Спинка нужна для… (стула, кресла, дивана]. Ножки нужны для… (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для… (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для… (комода, стола). Матрац нужен для… (кровати). Подлокотники нужны для… (кресла) и т. д.

Различение мебели по назначению
—В наших квартирах в разных комнатах стоит разная мебель. Вспомните, какая мебель стоит на кухне.
Где стоит кровать? Диван?
В какой комнате место для шкафа? Где висят книжные полки? Где стоит кресло? Табуреты?
—      На нашем макете —комнаты:
КУХНЯ     СПАЛЬНЯ          ГОСТИНАЯ
—      Как назвать мебель, которая стоит на кухне? КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ
—      В спальне стоит… СПАЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ
—      В гостиной — ГОСТИНАЯ МЕБЕЛЬ.

•Рассказ-описание :
Логопед раздает каждому ребенку по предметной картинке с изображением мебели. Ребенок называет свою картинку, составляет рассказ-описание. (напр., «Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят. Стул может стоять на кухне и в гостиной.».),
Помещает свою картинку в соответствующую комнату.

•«Один — много»:
Я бросаю мяч и называю один предмет мебели, а вы – много.
(стол — столы, много столов и т. д.)

О бережном отношении к мебели

Игра «Расставьте, как было»
Посмотрите и запомните, как стоит мебель.
Логопед меняет расположение мебели.
Расставьте мебель, как прежде.

Игра «Найди меня»
-Рассмотрите  картинку. Спросите, что на картинке.

Мы на дачу уезжаем,
Все чехлами закрываем.
Чтобы мебель не пылилась,
Чтобы мебель не коптилась!
Чтоб была, как новая,
И ждала бы снова нас!

Детям предлагается по очертанию мебели, накрытой чехлом, угадать, какой предмет мебели находится под ним, затем проверить правильность своего ответа — приподнять чехол и назвать тот предмет мебели, который под ним спрятался: «Вот стол» или «Это стол…».

Чистоговорки
Ул-ул-ул, мне купили новый (стул).
Ула-ула-ула, четыре ножки есть у …
Улу-улу-улу, подойди-ка, Маша, к …
Улом- улом-улом, не бегайте со…
Уле-уле-уле, посиди на …

Подведение итогов.