Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе «Волшебная полянка»


Автор публикации Самойленко Ирина Михайловна
учитель-логопед
МДОУ компенсирующего вида детский сад № 4
г. Горячий Ключ

Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и активизация словаря по теме «Полевые цветы». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний по предварительно составленному плану. Развитие грамматического строя (согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели: Развитие речевого слуха, длительного плавного выдоха, мышления, общих речевых навыков, связной речи, зрительного внимания, общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к природе.

Оборудование: Цветные прищепки (красные, желтые, белые и синие), серединки цветка, тучка (из картона), изображение облака, «волшебный кубик» на гранях которого изображены полевые цветы, колокольчик, музыка Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия:

1 «Улыбка».

Воспитатель: Сегодня на улице тепло, светит солнышко, щебечут птички и у нас в детском саду светло и весело.
Какое время года приближается? (лето)
Лето какое? (жаркое, яркое, солнечное…)
Нам сегодня весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка это маленькое солнышко, которое дарит нам хорошее настроение. И мы будем дарить свое настроение всем окружающим. Давайте передадим друг другу хорошее настроение. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2 «Знакомство с пчелкой».

Воспитатель: Ребята, вы слышите какой-то шум? Кто же может быть?
Входит ребенок в костюме пчелки.
Пчелка: Я домовитая хозяйка
Я летаю над лужайкой.
Хлопочу я над цветком -
Он поделится медком.
Меня зовут пчелка Жужжа.
Воспитатель: Пчелка проходи к нам. Ребята давайте поздороваемся с Жужжей по-разному и назовем свое имя. (Дети здороваются плечами, ладошками, локтями, носами и т.п. при этом называют свое имя).

3 «Проблемная ситуация»

Воспитатель: Пчелка Жужжа, почему ты оказалась в детском саду?
Пчелка: Я пришла к ребятам за помощью. Злой волшебник заколдовал цветы на моей полянке.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем пчелке. Как мы можем это сделать? (ответы детей)

4 «Прогноз погоды»

Воспитатель: Ребята, тот, кто считает, что мы сможем быстро одолеть злодея и помочь пчелке, тот прикрепляет желтые прищепки-лучики к солнышку. А, если вы предвидите большие трудности, то прикрепите синие прищепки-капельки к туче.

5 «Путешествие на облачке»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы сядем на облачко,и ветерок отнесет нас на полянку. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глазки. Представьте себе красивую, просторную полянку с густой зеленой травой. Теплый ветерок колышет траву и приносит с полянки приятные ароматы цветов. Жизнь на полянке кипит: туда-сюда снуют жучки и букашечки. Легко и красиво с цветка на цветок порхают бабочки. Над нами чистое  голубое небо. Красота! Открывайте глазки. Вот мы и прибыли на полянку.

6 Задание «волшебника»

Воспитатель: Злой волшебник заколдовал самые красивые цветы на полянке, чтобы их расколдовать и чтобы они снова радовали обитателей полянки нужно рассказать о цветах, с помощью кубика на гранях, которого изображены полевые цветы (дети по очереди выбирают цветок и составляют описательный рассказ).
Это василек. Василек — полевой цветок. Он растет в поле ржи. У василька тонкий стебель, узкие серебристые листочки и яркие синие цветки с резными лепестками.
Это ромашка. Ромашка растет на опушке леса, на лугу, на высоком берегу реки, вдоль дороги. У нее тонкие стебли, узкие длинные листочки и крупные цветы с белыми лепестками и желтыми серединками.

7 Подвижная игра «Пчелы»

Пчелка: Спасибо ребята, что спасли мою полянку от злого волшебника.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы все будете пчелами. Вы собираете нектар. Я — пчелиный часовой. Если я позвоню в колокольчик 3 раза. Это значит, что летит трутень, его надо прогнать. Для этого нужно жужжать как можно громче. 2 звонка — трутень улетел, 1 звонок означает страшную опасность- все пчелы должно спрятаться.

8 «Итог»

Воспитатель: А сейчас мы подуем на облачко, и оно отнесет нас в детский сад.
Вот мы и в детском саду.
Ребята — это серединки цветов (круги из картона), а это лепестки (прищепки). Если вы довольны путешествием — прикрепите  прищепки красного цвета, а если считаете, что путешествие не удалось, то возьмите лепестки-прищепки белого цвета.

Литература:

    • Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых  занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР» Спб., Детство-пресс 2007
    • Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Изд-во АРД ЛТД, 1999