Особенности речевых нарушений у детей раннего возраста


Автор публикации Камиля Ирековна Шакирова
воспитателю, первой квалификационной категории
БДОУ № 19 «Детский сад общеразвивающего вида», г. Нижнекамска

Первый крик ребёнка после рождения — важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемичное (неподвижное, лишенное мимики), это может быть связано с психическими нарушениями. Важная функция предречевого периода — грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит — есть повод обратиться к врачу. В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки — появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап — проявление агрессии.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.Наиболее распространённое — дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина — нахождение малыша в двуязычной семье. Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А.
В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом. Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте — заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносить сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые — причины, которые могут спровоцировать заикание.Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5 - 6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное — своевременно показаться врачу.
Таким образом, ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и реабилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.