Конспект итогового мероприятия по теме «Наш город»


Авторы публикации Шубина В.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории,
Козырева К.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории
Коврова И.А., учитель-логопед 1-й категории
МБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеек» комбинированного вида»
г. Северодвинск, Архангельской обл.

Итоговое занятие по лексической теме «Мой город»

Праздник «День рождения города Северодвинска»

Музыкально-тематическое развлечение для детей логопедической подготовительной к школе группы.

Цель: Воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу, краю.

Задачи: Расширить и обобщить знания детей о родном городе; формировать интерес, уважение к истории родного города, активизировать словарь детей. Воспитывать уважение к труду взрослых людей, живущих в городе; к первостроителям родного города. Совершенствовать умение выразительно исполнять песни, стихи, танцы.

Предварительная работа: Знакомство детей с историей города (беседы, экскурсии по улицам и памятным местам, в городской музей; рассматривание фотографий города; просмотр видеофильмов о городе; слушание и разучивание стихов, песен о Северодвинске.

Интеграция образовательных областей: Музыка – Театр, Музыка – Развитие речи, Музыка – Танцевальное творчество, Музыка – Ручной труд, конструирование.

Оборудование: Фотографии достопримечательностей родного города (памятники, яхт клуб, завод, площади, улицы города), фотографии других городов мира. Детали герба вырезанные из ткани для выкладывания на фланелеграфе в двух экземплярах; фотографии с различными видами города разделенными на части; мультимедийный проектор, диск «Город мой — молодой», атрибуты для танцев.

Ход занятия:

1 ведущая:
Знать, не зря повелось на Севере у поморов из века в век
Называть города и селения именами любимых рек.
У моря Белого студёного, где чайка белая летит,
У Северной Двины широкой родной Северодвинск стоит.
А тех, кто в городе живут, северодвинцами зовут!
Звучит «Северодвинский вальс» (муз. и сл. Н.Цветкова). Исполняется танцевально композиция «Наш город» (дети заходят с колясками, удочками, самокатом, книжкой, собакой, кубиками, венком из цветов, выполняют образные танцевально-игровые движения).
Дети встают в полукруг, читают стихотворение.
Люблю свой город ранним утром я,
Когда все улицы его пустынны.
И наполняется душа моя
Спокойствием чарующей картины!
Я город свой люблю в разгаре дня,
Когда вокруг снуют. Бегут и мчатся!
В водовороте этом, голову сломя,
Я пробую куда-то сам прорваться!
Люблю я город свой и ярким днём,
И в холод, и в жару, и в непогоду,
Люблю в нём каждый уголок и дом,
Люблю неповторимую природу!
Люблю свой город с детства, всей душой,
Не требуя взамен любви взаимной!
За что? За то, что этот город мой!
И для меня он в жизни самый дивный!

Исполняется песня «Любопытный горожанин» (муз.В.Шаинского, автор слов неизвестен)
Дети садятся на стульчики имитирующие корабли.
2 ведущая: Сегодня здесь мы собрались, по командам разошлись.
1 ведущая/ Перед вами два экипажа. Экипаж корабля «Моряки», и «Подводники». Они сегодня покажут вам знания о своем городе.
2 ведущая. Оценивать работу команд будет уважаемое жюри: Надежда Николаевна и Алла Сергеевна. За правильные ответы команды получат цветы шиповника. Победит та команда, которая «соберет» больше цветов шиповника.
2 ведущая. Викторину начинаем, конкурс первый объявляем.
1 ведущая: Наши дети и в других городах бывали, даже за границей отдыхали, сувениры, открытки привозили, о красивых местах говорили. А сможет ли сейчас здесь кто-то узнать свой город родной на фото?
2 ведущая. Предлагаю детям рассмотреть фотографии и выбрать те, на которых  изображен наш город.

Слово предоставляем жюри.
1 ведущая: К встрече этой мы готовились долго, узнавали всё о городе нашем. А вот что дети о городе знают, на викторине сегодня расскажут. Странички истории будем листать, на вопросы отвечать.
2 ведущая по очереди задает вопросы участникам команд.
- На берегу какого моря находится наш город? (Белого).
- В устье какой реки расположен наш город? (Северная Двина).
- Назовите первое название города? (Судострой).
- Назовите второе название города? (Молотовск).
- Как называлась первая постройка, на месте где сейчас расположен наш город? (Николо-Корельский монастырь).
- Кто его построил и чем занимались эти люди? (Монахи, ловили рыбу, добывали жемчуг, выращивали овощи и др.)
- Кто изображён на этом портрете? (Ричард Ченслер)
- Расскажите, что вы знаете об этом человеке.
- Расскажите, что изображено на этой иллюстрации. (Ричард Ченслер на приеме у Ивана Грозного просит разрешения на торговлю между Россией и Англией).
- Назовите колёсный пароход, который привёз первых строителей нашего города (Иван Каляев).
- Назовите колёсный пароход, на котором жители нашего города могут совершить водную прогулку. (Н.В.Гоголь).
- Из каких двух слов состоит название города Судострой.
- Из каких двух слов состоит название города Северодвинск.

Подведение итогов, слово жюри.

1 Ведущая: Много в городе талантов: и певцов, и музыкантов! Нам плясать и петь не лень — мы б плясали целый день!
Дети исполняют танец «Белое море» (муз. и сл. А. Куликов)
1 ведущая: Викторину продолжаем, страничку следующую открываем.

Викторина «Памятники Северодвинска»
2 ведущая. Предлагаю детям назвать памятники, изображенные на фотографиях.

Итог. Оценка жюри.
1 ведущая: Что же делать? Как же быть? Как свой город от других отличить? И сказали историки дружно: каждому городу герб свой нужен! У Северодвинска герб какой? Об этом сейчас мы узнаем с тобой.
2 ведущая: Предлагаю участникам команд выложить герб г. Северодвинска на фланелеграфах.
Совместная деятельность команд.
Звучит аудиозапись песни «Северодвинск» (муз. и сл. С.Антрушин) в исполнении мэра города М.Гмырина, по окончании выполнения задания дети подпевают песню).
2 ведущая: дополнительные вопросы командам.
1. Почему на гербе города Северодвинска изображен шиповник?
Англичане, прибывшие к острову Ягры на судне Бонавентура, назвали остров Розовым, т.к. в это время на острове обильно цвел шиповник. Остров от этого казался розовым.
2. Что еще символизирует этот знак (шиповник), на что он похож?
(Цветок шиповника, изображенный на гербе напоминает гребной винт подводной лодки).

Слово жюри.
1 ведущая: Дружно парами вставайте, красивый танец начинайте!
Исполняется вальс «Апрель в Северодвинске» ( муз. и сл. А. Гриценко) Сначала танцуют дети, за тем приглашают на танец родителей.
1 ведущая: Встречу нашу продолжаем, конкурс следующий объявляем! «Рассыпающиеся картинки».
2 ведущая. Предлагаю участникам команд собрать из «рассыпавшихся картинок» фотографии с изображением города и назвать места, изображенные на фотографиях.
1 ведущая: Пока наши дети собирают, взрослые тоже немножко поиграют. Мы будем вам о городе вопросы задавать, а вы на них правильно отвечать.

Викторина для родителей:
1. Назовите улицы, в названии которых есть слово «море» (Приморский бульвар, Беломорский проспект, Морской проспект)
2. Как называются улицы, на которых находятся кинотеатры «Россия», «Родина»? (улица Ломоносова, улица Ленина)
3. Какое культурное учреждение находится на пересечении улицы Ломоносова и Орджоникидзе? (Драмтеатр)
4. Как называется памятник на площади Давида Пашаева? (Наука и труд)
5. Какое название у озера на нашем острове Ягры? (Чаячье)
6. Какая речка протекает за Октябрьской улицей? (Камбалица)
7. Какая речка протекает за южными кварталами нашего города? (Параниха).
8. Как давно появились первые упоминания об острове Ягры? (600 лет назад)
9. Какая самая длинная улица, самая короткая. (Ломоносова, Ченслера).

Жюри подводит итоги конкурса «Рассыпавшиеся картинки».
1 ведущая: Мы встречу продолжаем, немного вслух порассуждаем. Что же городу можем подарить? Нарисовать рисунок иль что-нибудь слепить, а давайте сегодня вместе подарим городу песню!
Звучит аудиозапись песни о Северодвинске, дети поют.
Демонстрируется мультимедийное изображение фотографий с видами города.
2 ведущая: Сегодня городу мы встречу посвятили, о городе мы много говорили, песни пели, стихи читали, страницы истории немного полистали. День рождения скоро у него, исполнится лишь 75 лет всего! А в день рождения что полагается? Пирог и свечи ярко зажигаются! Момент торжественный настал: прошу, пирог внесите в зал. Три раза скажем: Поздравляем! И песней встречу завершаем!
Дети загадывают желание городу, задувают свечи на пироге.
Ведущие приглашают детей и гостей на чаепитие.