Индивидуальное занятие «Постановка и автоматизация звука [л] в прямых слогах»


Автор публикации Татьяна Алексеевна Овчинникова
учитель-логопед
ГБОУ СОШ №1905 дошкольное отделение N 1, г. Москва

Цель: Научить произносить звук [л] изолированно, в прямых слогах.

Задачи: Закреплять умение выделять звук [л] в слогах, словах на слух и при произнесении про себя. Учить произносить звук изолированно с помощью игровых артикуляционных упражнений для языка и без них. Автоматизировать поставленный звук в прямых слогах.

Оборудование: Игрушка самолётик. Компьютерные обучающие игры (авторская), Презентация «Автоматизация звука [л]» (задание: слоги). Вертушки на палочке.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуй! Прислушайся, что ты слышишь? Что так гудит?
Загадываю загадку:
- железная птица по воздуху мчится (озвучиваю полёт звуком [ы]).
- Самолёт. (Показываю игрушку самолёт).
- Мы будем с тобой играть с самолётом и научимся говорить звук [л].

2. Артикуляционная гимнастика.

- Но сначала полетим в путешествие. (Выполняем артикуляционную гимнастику в игровой форме).

- Пролетаем над полями увидели «леса» — «заборчик», «озеро» — «окошко», рядом с нами птица летит и клюв у неё острый — «иголочка» (узкий язык), самолёт поднимается то вверх, то опускается вниз — «качели», стюардесса принесла сок, попили, губку облизали — «вкусное варенье», песенку спели, тянем звук [а] — «молоточек».

3. Развитие длительного и плавного выдоха.

Мы летим в самолёте и у него крутятся пропеллеры. Давай, подуем на такой пропеллер (используется вертушка на палочке). Следим, чтобы щёки не надувались.

4. Постановка звука. Произнесение изолированного [л].

- Сейчас самолётик поможет тебе научиться правильно произносить звук [л]. Когда он летит ты произносишь звук [ы], а кончик языка чуть просовываешь и прикусываешь между верхними и нижними передними зубами (приём вызывания звука с протиснутым кончиком языка, при правильном произношении звуков [c], [з], [ц]). Язычок убираешь — получается изолированный звук [л] (можно использовать способ произнесения звука от альвеол, от губы и т.д.).

5. Развитие фонематического слуха + физкультминутка.

Произношу различные слоги и если ребёнок слышит слог со звуком [л], то хлопает в ладоши, а если нет — подпрыгивает на месте. То же со словами, например: лапа, слон, рука, сетка, стол, стул, окно, зеркало, сапог, клад.

6. Автоматизация звука [л] в прямых слогах.

 – Теперь наш самолёт будет садиться, а ты научишься произносить слоги со звуком [л]. Ребёнок произносит звук [л] межзубно, а на «посадке» самолёта произносит звук [а] — получается слог –ла. Точно также получаем слоги –лэ, -лы, -ло, -лу. Повторяем их за мной с разной силой голоса (5-6 раз).

7. Пальчиковая гимнастика.

Теперь, давай, покажем самолётик ручками – как он летит и садится, будем сопровождать это слогами. Упражнение «Самолётик»: ладошки ребёнка лежат друг на друге, большие пальцы отведены в стороны — полёт с изолированным [л]; посадка на кулачки со звуком[а] –ла; и т.д. с другими гласными.

8. Закрепление нового умения в играх со звуковым и слоговым анализом слов.

Компьютерные игры: «Лопни шарик». Цель: автоматизация правильного произношения звука [л] и слогов с ним.
«Найди лишнюю картинку». Цель: развитие фонематического слуха, умения находить место заданного звука в слове по теме «Животные».

9. Задание на дом.

- Повторить упражнения артикуляционной гимнастики.
- Произносить новый звук изолированно и слоги с ним с различной силой голоса.
- Подобрать названия животных со звуком [л] в начале, середине и конце слова. Отметить на схемах.

10. Итог: — Какой звук ты сегодня научился произносить? Какая игрушка помогла тебе? В какую игру ты хотел бы ещё раз поиграть? Что тебе показалось трудным?

11. Оценка: -Ты сегодня очень старался и поэтому у тебя всё хорошо получилось. Молодец!

Используемая литература:

Ткаченко Т. А. «Логопедическое лото в картинках» Эксмо-Пресс, 2013.
Селивёрстов В.И. «Логопедические игры в работе с детьми», Москва, Просвещение, 1981.
Айзенберг Т.Б. «От звука к речи. Как научиться исправлять произношение у детей и взрослых», Москва, 1995.