Комплексно-тематическое планирование логопедической работы детей подготовительного к школе возраста в группе «Особый ребёнок» учителя-логопеда на 2013/2014 учебный год


Автор публикации Вайс Марина Николаевна
учитель–логопед
МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида
станица Старощербиновская, Краснодарский край

Список детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребенок» на 2013/2014 учебный год

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Группа здоровья

1

Живаева Мария

27.03.2007

4 гр.зд.

2

Надточий Михаил

25.06.2007

3 гр.зд.

Учебный план распределения непосредственной образовательной деятельности детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребенок» на 2013/2014 учебный год

Непосредственная образовательная деятельность

  1. период
  1. период
  1. период

Неделя

Месяц

Неделя

Месяц

Неделя

Месяц

Совершенствование лексико-грамматического строя языка

2

8

2

8

1

4

Совершенствование фонетического строя языка

1

4

1

4

1

4

Подготовка к овладению элементами грамоты

1

4

1

4

1

4

Развитие связной речи

1

4

1

4

2

8

ВСЕГО:

5

20

5

20

5

20

Календарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов для детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребёнок» на 2013/2014 учебный год

Месяц

Неделя

Название темы

Сентябрь

1

Диагностика

2

3

Наше тело

4

Осень

Октябрь

1

Фрукты, овощи

2

Деревья, кустарники

3

Ягоды, грибы

4

Моя семья

Ноябрь

1

Дикие животные

2

Домашние животные

3

Зимующие птицы

4

Домашние птицы

Декабрь

1

Зима

2

Дом

3

Мебель

4

Новый Год

Январь

1

Новогодние каникулы

2

3

Зимние забавы

4

Одежда

Февраль

1

Обувь, головные уборы

2

Посуда и продукты питания

3

Транспорт

4

Россия. Защитники. Отечества

Март

1

Весна

2

Мамин праздник

3

Цветы

4

Насекомые

Апрель

1

Перелётные птицы

2

Космос

3

Профессии

4

Весенние работы в саду, поле, огороде

Май

1

День Победы

2

Лето

3

Школа

4

Диагностика

 

Календарно-тематическое планирование графомоторных навыков для детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребёнок» на 2013/2014 учебный год

 Месяц

Неделя

Название темы

Сентябрь

1

Диагностика

2

3

Выполнение различных видов узоров и штриховок

4

Октябрь

 

1

Выполнение упражнения «Продолжи строчку». Выполнение узоров

2

3

4

Ноябрь

 

1

2

3

Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину», «Узоры по клеточкам»

4

Декабрь

 

1

2

Знакомство с графическими диктантами (три на три клетки)

3

4

Проведение графических диктантов (четыре на четыре клетки)

Январь

 

1

Рождественские каникулы

2

3

Проведение графических диктантов (четыре на четыре клетки)

4

Проведение графических диктантов (пять на пять клеток)

Февраль

1

Проведение графических диктантов (шесть на шесть клеток)

2

3

Проведение графических диктантов (семь на семь клеток)

4

Март

 

1

Проведение графических диктантов (восемь на восемь клеток)

2

3

Проведение графических диктантов (девять на девять клеток)

4

Апрель

 

1

Проведение графических диктантов (десять на десять клеток)

2

3

Проведение графических диктантов (одиннадцать на одиннадцать клеток)

 

4

Май

 

1

Проведение графических диктантов (двенадцать на двенадцать клеток)

2

3

Закрепление сформированных навыков

4

Календарно-тематическое планирование по фонематическому восприятию и обучению грамоте детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребёнок» на 2013/2014 учебный год

Месяц

Неделя

Название темы

Сентябрь

1

Диагностика

2

3

А, О, У

Знакомство с гласными буквами. Чтение и печатание сочетаний из 2,3 гласных

4

Ы, И, Э

Октябрь

1

П,Б

Знакомство с согласными буквами. Чтение и печатание пря­мых и обратных слогов, трёхбу­квенных слогов, односложных (СГС) и двусложных слов типа ГСГ (усы), СГСГ (маки), СГСГС (батон). Дифференциация звуков между фонетически сходными группами (в цепочке из слогов со стечениями, а также словах, сходных по звучанию)

 

2

Т,Д

 

3

С,3

 

4

К,Г,Х

Ноябрь

1

В,Ф

 

2

Ш,Ж

 

3

Ч,Щ

 

4

Ц

Декабрь

1

М,Н

 

2

Л

 

3

Р

 

4

Л – Р

Январь

1

Рождественские каникулы

 

2

 

3

Й

Знакомство с буквой Й и зву­ком [й']. Чтение и печатание слов со стечением согласных СГССГ

 

4

Я

Знакомство с гласными звуками второго ряда и буквами, их обозначающими. Чтение слогов с гласными второго ряда

Февраль

1

Ё

 

2

Ю

 

3

Е

 

4

Ь

Знакомство с буквой Ь. Чтение односложных и двусложных слов с мягким знаком (СГСГС, СГССГ)

Март

1

Ъ

Знакомство с буквой Ъ, разделительной ролью Ь и Ъ. Чтение слов с ними

 

2

Чтение слов, различной слоговой структуры

1-7

 

3

8-15

 

4

16-24

Апрель

1

Дифференциация согласных в словах. Чтение слов и предложений.

П-Б, Т-Д

 

2

С-З, К-Г

 

3

В-Ф, Ш-Ж

 

4

Чтение предложений, коротких текстов.

С-Ш, З-Ж

Май

1

 

Т,Д,С,З

 

2

К,Г,В,Ф,М,Н

 

3

Л-Р

 

4

Закрепление ранее изученного

 

Календарно-тематическое планирование по формированию и развитию навыков звукового анализа детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребёнок» на 2013/2014 учебный год

Месяц

Неделя

Навыки звукового анализа и синтеза

Сентябрь

1

Диагностика

 

2

 

3

Определение позиции гласного в слове (начало, конец, середина). Звуковой анализ и синтез сочетаний (УАУ, ОИ)

 

4

Октябрь

1

Определение наличия/отсутствия и позиции согласного в слове (начало, середина, конец)

 

2

 

3

Закрепление ранее изученного материала

 

4

Ноябрь

1

Полный анализ и синтез трёх звуковых односложных слов (пот)

 

2

 

3

Полный анализ и синтез четырёх звуковых двусложных слов (коты). Деление слов на слоги

 

4

Декабрь

1

Понятие «ударение». Полный ана­лиз и синтез трёх звуковых слов из 2 гласных и 1 согласного

 

2

Подбор слов с заданным количеством слогов (1,2). Звуковой анализ и синтез двусложных четырёх звуковых слов (коза)

 

3

 

4

Подбор слов с заданным количеством слогов (1,2). Их звуковой анализ и синтез

Январь

1

Рождественские каникулы

 

2

 

3

Подбор слов с заданным количеством слогов (1,2). Их звуковой анализ и синтез

 

4

Анализ и синтез двуслоговых слов из пяти звуков (дымок, вагон)

Февраль

1

Анализ и синтез однослоговых слов со стечением согласных (стук, мост)

 

2

 

3

Анализ и синтез двуслоговых слов со стечением согласных (фартук, лампа, крыша)

 

4

Март

1

Подбор слов к схемам

 

2

Игровые приёмы звукового анализа для изученных типов слов: «Какие звуки убежали», «Замени звук на другой»

 

3

 

4

Звуковой анализ трёхслоговых слов без стечения согласных (фонари)

Апрель

1

Звуковой анализ трёхслоговых слов со стечением (цыплята)

 

2

Закрепление изученного ранее. Звуковой анализ всех типов слов

 

3

 

4

Май

1

 

2

 

3

 

4

Диагностика


Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи и обучению рассказыванию детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребёнок»на 2013/2014 учебный год

Месяц

Неделя

Название темы

Сентябрь

1

Диагностика

 

2

 

3

Рассказ по сюжетной картинке

 

4

Пересказ «Осень» по Н. Калининой

Октябрь

1

Описание «Мой любимый овощ (фрукт)»
с последующим изготовлением книжки-самоделки.

 

2

Описание

 

3

Составление рассказа «Ягоды, грибы»

 

4

Рассказ по сюжетной картине

Ноябрь

1

Описание «Лошадь»

 

2

Описание «Лиса»

 

3

Пересказ «Снегирь» по Ю. Дмитриеву

 

4

Рассказ по сюжетной картинке

Декабрь

1

Рассказ по сюжетной картине

 

2

Рассказ по сюжетной картине

 

3

Описание

 

4

Рассказ по сюжетной картинке

Январь

1

Рождественские каникулы

 

2

 

3

Рассказ по сюжетной картине

 

4

Описание «Рубашка», «Платье»

Февраль

1

Описание «Сапоги», «Шапка»

 

2

Рассказ по сюжетной картине

 

3

Рассказ – описание «Папа купил автомобиль»

 

4

Творческое рассказывание

Март

1

Составление рассказа «Пришла весна»

Пересказ «День все больше» Н.Сладков

 

2

Пересказ «Женский день» В. Осеева

Творческое рассказывание

 

3

Описание

Творческое рассказывание

 

4

Пересказ «Как бабочка летала»

Пересказ «Майский жук» по К. Ушинскому

Апрель

1

Пересказ «Скворцы и скворчата» по Т. Шорыгиной

Составление рассказа «Ласточка и ястреб»

 

2

Пересказ «Солнце» М. Бул

Пересказ «Почему солнце всходит и заходит?» М.Бул

 

3

Рассказ по сюжетной картине

Творческое рассказывание

 

4

Рассказ по сюжетной картине

Пересказ «Весенние заботы» по Т. Шорыгиной

Май

1

Рассказ по сюжетной картине

Творческое рассказывание

 

2

Рассказ по сюжетной картине

Творческое рассказывание

 

3

Рассказ по сюжетной картине

Творческое рассказывание

 

4

Диагностика

Перспективное планирование логопедической работы для детей подготовительного к школе возраста группы «Особый ребёнок» на 2013/2014 учебный год

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексические темы: «Наше тело и здоровье», «Осень», «Фрукты, овощи», «Деревья, кустарники», «Ягоды и грибы», «Моя семья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Домашние птицы»

Развитие лексико-грамматических средств языка
Задачи:

  • расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка);
  • активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения (пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громко — говоритель), прилагательных с различными значениями соотнесенности (плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д.);
  • учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище), дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше), сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный), преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий);
  • совершенствовать навык подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный-румяный), умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка);
  • объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол), переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда;
  • упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи
Задачи:

  • закреплять умения выделять отличительные признаки предметов, объектов, составлять загадки с опорой на признаки предметов, навык составления рассказа по картине (с опорой на вопросно-ответный и наглядно-графические планы);
  • совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов, составления рассказов-описаний, рассказов по серии сюжетных картинок, пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы, заучивания потешек, стихотворений;
  • учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов, словосочетания с рифмами, анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета, с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды);
  • упражнять в конструировании предложений по опорным словам, в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений);
  • формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

Развитие произносительной стороны речи
Задачи:

  • закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов;
  • формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику;
  • корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], [й'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.);
  • развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.);
  • упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них;
  • вводить в речь детей слова сложной слоговой структуры;
  • воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма
Задачи:

  • развивать произвольное внимание, слуховую память, оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки;
  • закреплять понятия «звук», «слог»; совершенствовать навык различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д.;
  • формировать умения выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у-ут-ка), звуки в слове, например: мак;
  • учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух, трех, четырех гласных звуков, осуществлять анализ и синтез прямого и обратного слога, например: aп, анализировать оптико-пространственные и графические признаки букв, осуществлять звукобуквенный анализ и синтез слогов, читать и печатать сочетания из 2-3 гласных, слоги, слова (до 5 звуков)

II период обучения (декабрь, январь, февраль)
III период обучения (март, апрель, май)

Лексические темы II периода обучения: «Зима», «Дом», «Мебель», «Новый Год», «Зимние забавы», «Одежда», «Обувь, головные уборы», «Посуда и продукты питания», «Транспорт», «Россия. Защитники Отечества»

Лексические темы III периода обучения: «Весна», «Мамин праздник», «Цветы», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Космос», «Профессии», «Весенние работы в саду, поле, ого­роде», «День Победы», «Лето», «Школа»

Развитие лексико-грамматических средств языка
Задачи:

  • уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы);
  • активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище);
  • закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные), навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, числительных с существительными в роде, падеже;
  • совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов, умения подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный), преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье — весе­лый — веселиться — веселящийся);
  • учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.), слова-синонимы в самостоятельной речи (молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать).

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи
Задачи:

  • закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними, распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения, пересказа сказок, рассказов с распространением предложений, с добавлением эпизодов, с элементами рассуждений, с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета), составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении), умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами, развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих;
  • заучивать стихотворения, потешки;
  • учить составлять рассказ по картине, серии картин

Развитие произносительной стороны речи
Задачи:

  • закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи;
  • развивать умения дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р]-[л], [с]-[ш], [ш]-[ж] и т. д.), анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления;
  • формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т]-[т']-[ч'], [ш]-[щ'], [т]-[с]-[ц], [ч']-[щ'] и т.д.);
  • продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р'], [ч'], [щ']), по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски;
  • совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма
Задачи:

  • развивать оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки;
  • закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий», изученные ранее буквы, графические и оптико-пространственные признаки изученных букв;
  • формировать навыки дифференциации написания изученных букв, слогов, слов (например: лапа), преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.), навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов; операции звукослогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот);
  • знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с]-[ш], [с]-[з],[п]-[б] и т. д.), со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка);
  • учить анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки слова, небольшие предложения, читать аналитико-синтетическим способом слова, писать слова, определять количество слов в предложении, их последовательность;
  • дать понятие «ударный гласный звук»;
  • ввести изученные буквы в наглядно-графическую схему слова

Список литературы

  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи.
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации.
  • Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
  • Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.Селиверстова.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет.