Игры на развитие слухового восприятия


Автор публикации Линкевич Екатерина Юрьевна
учитель-дефектолог
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 152»
г. Пермь

«Что слышно?»
Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.
Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

«Определи, что слышится»

Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.
Оборудование: ширма, различные предметы
Содержание: педагог предлагает детям определить что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звонок бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными и металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

«Шумящие коробочки»

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении раздают разные шумы (от тихого до громкого).
Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Двигаемся под музыку»

Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.
Оборудование: барабан, гармошка, бубен.
Содержание: детям предлагается слушать звучания различных инструментов и выполнять задание: под барабан – маршировать, под гармошку – танцевать, под бубен – бежать и т.д.
Варианты:
дети выполняют задания, не видя, на чем играет педагог (инструменты находятся за ширмой); определить, что звучало: песня, танец, марш, колыбельная, и выполнить разные подходящие под музыку движения.

«Угадай эмоции человека»

Цель: развитие умения прислушиваться к звукам человеческого голоса и определять по нему эмоции человека.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись голосов людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Содержание: ребенку предлагается прослушать аудиозапись и определить, какие эмоции испытывает говорящий: радуется, огорчается, сердится, злится и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВТИТИЕ ВОСПРИЯТИЙ ПРСТРАНСТВЕЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ

«Мое тело»

Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Содержание: педагог показывает на ребенке части тела (туловище, голова, руки, ноги) и называет их. Выясняется, где у человека на туловище находится голова (вверху), ноги (внизу), руки (по бокам – справа и слева).
Затем ребенку предлагается показать правые и левые части тела: правый глаз, правое ухо, левую щеку, правую руку, левую ногу и т.д.

«Покажи правильно»

Цель: закрепление ориентировки в схеме собственного тела.
Оборудование: кукла.
Содержание: педагог в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.). Дети показывают ту же часть на себе.
Детям также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их показывают. Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, дети показывают ее на себе.

«Найди пару»

Цель: различение правой и левой сторон тела.
Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т.п.
Содержание: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).

«Какая рука»

Цель: различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отражении.
Оборудование: сюжетные картинки.
Содержание: ребенку предлагается определить по картинке, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка, какой рукой здороваются мужчины и т.д.
Можно попросить ребенка объяснить действия педагога, которые, стоя перед ними, поочередно выполняет движения правой (левой) рукой (ногой).

«Назови самые высокие и самые низкие предметы»

Цель: развитие глазомера; применение условных мерок для измерения.
Оборудование: метровая измерительная линейка или условные мерки (палочка, веревочка и др.).
Содержание: дети отвечают на вопрос «Какие самые высокие (низкие) предметы в комнате?» и объясняют, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью метра или условных мерок.

«Спереди – сзади»

Цель: различение пространственных понятий «спереди — сзади».
Содержание: педагог просит ребенка назвать предметы, находящиеся перед ним, т.е. спереди, а затем – расположенные сзади. Данную ситуацию можно организовать, специально расположив в ряд предметов спереди и позади ребенка.

«Где что лежит?»

Цель: формирование понимания пространственных отношений между предметами; использование в речи пространственной терминологии.
Оборудование: различные предметы.
Содержание: педагог раскладывает предметы на столе, под столом, около стола и т.д. и предлагает ребенку сказать, где находится каждый предмет.

«Что где находится»

Цель. Развитие навыков ориентировки на плоскости листа по готовому изображению.
Оборудование. Лист бумаги с изображениями различных предметов, расположенных в разных его частях.
Ход игры. Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем, посередине верхнего края листа и т.д.