Игры и упражнения на развитие восприятия временных отношений


Автор публикации Линкевич Екатерина Юрьевна
учитель-дефектолог
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 152»
г. Пермь

«В какое время суток это бывает?»

Цель. Формирование у детей представления о сутках и временной последовательности событий.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности детей и взрослых в разное время суток (зарядка, умывание, завтрак, уход в школу или на работу, занятия в школе или работа, прогулка, приготовление уроков, игры, приготовление ко сну, сон).
Ход игры. Педагог, показывая одну из картинок, задает ребенку вопросы: Что делает ребенок? Какая это часть суток? Как ты догадался? Когда ты идешь в детский сад (школу)? Когда на небе появляются звезды и луна? Когда солнышко светит ярко? Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью? Что наступает, когда кончается утро? Когда наступает ночь? И др.

«Приветствия»

Цель. Формирование у детей представления о сутках и временной последовательности событий.
Ход игры. Педагог просит ребенка объяснить, в какое время суток произносятся приветствия «Доброе утро!», «Здравствуйте», «Добрый день!», «Привет!», «Добрый вечере!», «Спокойной ночи!».

«Неделька»

Цель. Формирование представления о порядке следования дней недели.
Оборудование. Таблички с названиями дней недели.
Ход игры. Ребенку предлагается разложить таблички с названиями дней недели по порядку, начиная с определенного дня (например, с четверга), или в обратном порядке.

«Молчанка»

Цель. Закрепление представления о количестве дней в неделе и порядке их следования.
Оборудование. Круг, разделенный на семь частей – дней недели; набор карточек с цифрами 1-7 (для каждого участника).
Ход игры. Педагог на демонстрационном круге указывает на день недели, дети поднимают карточку с цифрой, которая соответствует этому дню.

«Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель. Формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Оборудование. Картинки с изображением деревьев в разное время года.
Ход игры. Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

«В какое время года нужны эти предметы?»

Цель. Закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.
Оборудование. Сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (например: зонт, скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед, сандалии, теплые сапожки, резиновый круг, варежки, сарафан, плащ, купальник и т.д.).
Ход игры. Педагог показывает детям изображения времен года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам они определили время года.