Дидактические игры на развитие восприятия величины и цвета


Автор публикации Линкевич Екатерина Юрьевна
учитель-дефектолог
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 152»
г. Пермь

Практическое выделение величины

«Спрячь шарик в ладошках»

Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.
Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом показывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик останется видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.

«Спрячь игрушки»

Цель. Та же: пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по количеству детей.
Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.

«Сравни предметы по высоте»

Цель. Сравнение предметов по высоте.
Ход игры. Ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.

«Разложи по размеру»
Цель. Соотнесение предметов по величине
Оборудование. Чашки или другие емкости разного размера.
Ход игры. Ребенку предлагается разложить в порядке увеличения размера чашки или другие емкости.

«Самая длинная, самая короткая»

Цель. Составление сериационных рядов по длине.
Оборудование. Набор разноцветных лент разной длины.
Ход работы. Ребенку предлагается разложить ленты по длине, начиная от самой короткой и заканчивая самой длинной, а затем соотнести и назвать ленты по длине и цвету.

«Самый высокий, самый низкий»

Цель. Составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование. Набор брусков разной высоты.
Ход игры. Ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого заканчивая самым маленьким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).

«Разноцветные круги»

Цель. Составление сериационных рядов по величине.
Оборудование. Набор разноцветных бумажных кругов разного диаметра.
Ход игры. Педагог кладет друг на друга круги, начиная с самого большого так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет каждого круга и его размер.

«Расставь по порядку»

Цель. Составление сериационных рядов из одних и тех же предметов по разным параметрам величины.
Оборудование. Набор цилиндров и брусков разного размера.
Ход игры. Ребенку предлагается расставить цилиндры в порядке увеличения (уменьшения высоты (толщины); разложить бруски в порядке увеличения (уменьшения) длины (ширины).

«Палочки в ряд»

Цель. Синхронное составление двух сериационных рядов.
Оборудование. Два набора, каждый из которых состоит из 10 палочек разной длины.
Ход игры. Ребенку предлагается выложить из 20 палочек два ряда: один — в порядке уменьшения, другой в порядке увеличения длины.

«Пирамидки»

Цель. Синхронное составление двух-трех сериационных рядов.
Оборудование. Три пирамидки.
Ход игры. Ребенку предлагается собрать три разнообразные пирамидки.

«Матрешки»

Цель.Синхронное составления двух-трех сериационных рядов.
Оборудование. Три матрешки-вкладыша, состоящие из 5-6 штук.
Ход игры. Ребенку предлагается собрать разнообразные матрешки, а затем расставить их по высоте.

Игры на развитие  восприятия цвета

«Какого цвета не стало?»

Цель. Выделение и название цвета.
Оборудование. Несколько флажков разного цвета.
Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

«Найди предметы такого же цвета»

Цель. Соотнесение изображений по цвету (или оттенку).
Оборудование. Картинки с изображением предметов разных цветов.
Ход игры. Педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинку, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).

«Сложи радугу»

Цель. Соотнесение изображений по цвету.
Оборудование. Разрезанные пополам дуги семи цветов радуги.
Ход игры. Педагог используя половинки дуг, собирает радугу, а затем предлагает ребенку с помощью вторых половинок самому собрать ее по образцу. По окончании педагог просит ребенка назвать и показать цвет.

«Собери орнамент»

Цель. Соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.
Оборудование. Разноцветные полоски бумаги.
Ход игры. Педагог выкладывает «орнамент» — полоски бумаги в определенной последовательности. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить «орнамент», а затем попытаться собрать его по памяти.

«Сплети коврик»

Цель. Соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.
Оборудование. Коврик, выполненный из полосок разноцветной бумаги; полоски разноцветной бумаги.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть коврик и запомнить чередование цветных полосок, а затем сплести такой же.

«Подбери чашки к блюдцам»

Цель. Соотношение предметов по цвету и величине.
Оборудование. Чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.
Ход игры. Ребенку предлагается составить чайные пары, используя чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.

«Неразлучные цвета»

Цель. Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.
Ход игры. Педагог называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина – листья зеленые, ягоды красные; ромашка – лепестки белые, середина желтая; береза – ствол белый, листья зеленые.

«Уточним цвет предмета»

Цель. Закрепление умения выделять оттенки одного цвета.
Оборудование. Таблицы с изображениями двух сходных по цвету овощей, фруктов, цветов и т.д. (например: помидор и морковь; мак и шиповник; незабудка и слива; василек и баклажан и т.д.).
Ход игры. Педагог показывает детям таблицы, предлагает рассмотреть и назвать цвета обоих предметов, обращая внимание на их оттенки, например: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т.д.