Перспективно-тематическое планирование на развитие сенсорных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью


Автор публикации Линкевич Екатерина Юрьевна
учитель-дефектолог
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 152»
г. Пермь

Цель: Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка, его речь в связи с практической деятельностью.
Задачи:
Воспитывать интерес к предметной деятельности.
Развивать представления об окружающих предметах.
Развивать общую, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.
Развивать зрительно-слуховое внимания, пространственно-топографические представления.
Формировать приемы элементарной предметной деятельности.
Учить фиксировать взгляд на предметах, обследовать предмет. Фиксация взгляда на предмете.
Слежение взглядом за передвижением предмета.
Узнавание предмета по просьбе и самостоятельно (Указание на предмет жестом).
Учить разминать в руках пластилин, тесто.
Диагностика:
На хватания.
Развитие соотносящих действий.
На подражание движениям рук.
На развитие движений пальцев.
На развитие сенсорного воспитания.

Тема занятия

Цель занятия

Способы организации
деятельности детей

Количество занятий

«Поймай мяч»

Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете. Развивать зрительно-двигательную

координацию, действуя обеими руками.

Ребенок стоит, над ним опускается мяч, привязанный к веревке, конец которой держит педагог. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его.

2

«Попляшем с погремушкой»

Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учить прочно захватывать погремушку во время движения.

Погремушки, разные по величине и форме.

2

«Прокати шарики»

Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватания щепотью.

Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращая внимание на то, что шарик катится по желобу в корзинную.

1

«Прокати шарики»

Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватания щепотью

Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращая внимание на то, что шарик катится по желобу в корзинную.

2

«Поймай мяч»

Продолжать учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете. Развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Ребенок стоит, над ним опускается мяч, привязанный к веревке, конец которой держит педагог. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его.

2

«Сними колечко» (пирамидка)

Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметом разной формы.

Ребенок должен снять кольца со стержня.

2

«Башенка»

Учить строить башню из трех разных по размеру кубиков, накладывая один на другой.

По инструкции (речевой),ребенок выполняет действия с показом.

2

Разучивание движений: «Ладушки»

Формировать зрительно- слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий.

Выполнять движения по подражанию.
«Сделай ладушки»

2

«Мозаика»

Учить хватать щепотью, познакомить с указательным типом хватания; развивать внимание, подражание.

Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание на отверстия. Педагог показывает, как вставлять форму в отверстие доски.

2

Разучивание движений: «Ладушки»
(повторение)

Продолжать формировать зрительно-слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий

Выполнять движения по подражанию.
«Сделай ладушки», использовать при этом потешку-песенку «Ладушки»

1

«Башенка»

Продолжать учить строить башню из трех разных по размеру кубиков, накладывая один на другой.

По инструкции (речевой), ребенок выполняет действия с показом педагога.

2

«Одень колечко»

Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметом разной формы.

Ребенок должен одеть кольца на стержень

2

Разучивание движений: «Дай ручку»,
«До свидания»

Продолжать формировать зрительно-слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию.

(Обращения к ребенку: «Сделай ладушки»,
«Здравствуй, дай ручку», «Сделай ляле ручкой до свидания). Игра с куклой.

2

«Что там?»

Расширять чувствительный опыт ребенка при действии с предметами, обладающими устойчивостью. Развивать активное подражание действиям взрослого.

Ребенок должен снимать игрушки с тележки, манипулировать ими, воздействовать предметами на предмет (Стучать ими), откладывать в сторону, перекладывать из руки в руку.

2

«Спрячь шарик в коробочку»

Учить соотносить форму предметов с помощью проб.

Коробка с крышками разных размеров (большая, средняя, маленькая). По такому же принципу выбираются шарики (большой, средний, маленький).

1

Аппликация «Елочка»

Учить приклеивать детали вырезанные

1

Январь

Название раздела

Тема урока

Количество уроков

Предметно-манипулятивные действия

«Накроем баночки крышками»

1

«Донеси баночки до ящика»
«Несем баночки вдвоем»

1

«Пустые и полные баночки»

1

Развитие мелкой моторики

«Ловись рыбка»

1

«Собери крупные бусы в баночку»

1

«Переложи игрушки»

1

Развитие сенсорики

«Спрячь шарики» — соотносить форму предметов с помощью проб

1

«Поймай игрушку» — учить практически различать форму.

1

«Сделай картинку» по типу доски Сегена.

1

Предметно-манипулятивные действия

«Собери пирамидку» из 3 частей.

1

«Башенка» из лего

1

 

«Большой – маленький»

1

«Большие, поменьше, маленькие мишки» доска Сегена

1

Развитие мелкой моторики
Упражнения на движение рук

«Кулак-ладонь»

1

«Барабанщик»

1

Лепка

«Колбаска»

1

Игры с мозаикой
Доска Сегена

«Собери прямую дорожку»
«Собери мишек»
«Собери матрешку»

1
1
1

Март

Предметно-манипулятивные действия

«Прокати шарики по желобку»

1

«Посади грибы»

1

«Покатай матрешек»

1

Игры с мозаикой

«Собери красную прямую дорожку»

1

Лепка

«Кренделек» из колбаски

1

Развитие движений пальцев

«Застегни карман» работа с молнией

1

Игры на развитие сенсорики

«Найди чей домик» геометрические фигуры

1

Выделение величины

«Спрячь шарик в ладошках»

1

«Опусти шарик в коробку»

1

«Спрячь матрешку»

1

Апрель

Лепка

«Колесо»

1

Игры с мозаикой

«Собери длинную прямую дорожку»

1

Развитие движений пальцев

«Застегни карман» работать с пуговицами

1

«Собери бусы крупные» работать щепотью

1

Выделение величины

«Построй башню» лего

1

«Лото игрушки из 3-х частей

1

«Пирамидка» 3 колечка

1

Игры на развитие двигательной сферы

«Каток» — учить формировать точное выполнения движения. Катать спокойно мяч вперед.

1

«Через речку по мостику» — развивать равновесия и координацию движений.

1

«Двигаемся под музыку»

1

Элементы конструирования

«Построй башню» по инструкции педагога лего

1

«Прокати в машинке куклу»

1

«Познакомиться с куклой Машей»

1

«Кукла Маша ходит»

1

Май

Развитие движений пальцев

«Собери Ежику иголки» работа с прищепками

1

«Застегни карман на молнию» повторение

1

Лепка

«Улитка»

1

Игры на развитие двигательной сферы

«Пинание мяча»

1

Элементы конструирования

«Строим башню из кубика»

1

Работа с мозаикой

«Продолжать выкладывать прямые дорожки»

1

«Кукла Маша кушает»

1

Предметно-манипулятивные действия

«Собери пирамидку»

1

«Собери колечки»

1

«Бросание маленьких мячиков в корзину»

1

«Перекладывание крупных шариков с одной коробки в другую»

1

«Сделай картинку» по типу доски Сегена.

1