Развитие сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью дидактических игр и дидактических упражнений


Автор публикации Линкевич Екатерина Юрьевна
учитель-дефектолог
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 152»
г. Пермь

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычном задании, оперируя усвоенным материалом, он действует способом зрительного соотнесения, столкнувшись с незнакомым заданием, сразу же переходит к хаотичным действиям. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и примериванием. Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсорное развитие ребенка. Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддержать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
По наблюдениям сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Сенсорное развитие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно — ребенок может выполнять сложные задания и не выполнять простое.
Сенсорное воспитание ребенка с различными нарушениями имеет своей целью обеспечение развития функций анализаторов и формирования восприятия предметов, чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве и т.д.), как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с ними элементарных действий – хватания и манипулирования. Обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного, слухового, тактильного и вкусового опыта. Обучение детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам – величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, игрушками, предметами – орудиями и строительным материалом – основная работа по сенсорному воспитанию.
По результатам педагогической диагностики выявлено, что психологический возраст детей не соответствует физическому. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность сенсорно-перцептивной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и прочее.
Родители детей недостаточно уделяют вниманию вопросам сенсорного воспитания. Между, тем, дети склонны и восприимчивы к сенсорным представлениям.