Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы «Помогите Айболиту»


Автор публикации Садырина Оксана Леонидовна
учитель-логопед 1 квалификационной категории
МБДОУ д\с №6 «СЕМИЦВЕТИК»,
г.Шарья, Костромская область

Задачи:

  • Учить детей голосом выделять звук «А» в словах. Познакомить с термином «гласный звук». Опознавательные признаки гласного звука. Учить обозначать гласные

    звуки фишкой красного цвета.

  • Познакомить с буквой « А», учить складывать из элементов, узнавать в зашумленном изображении.
  • Развивать неречевые психические функции (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие).
  • Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.
  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и правильно выполнять инструкцию.

Оборудование: фишки красного цвета, предметные картинки, альбомы, карандаши.

Ход

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 Орг. момент
Игра «Запомни и повтори».
Дети должны посмотреть и запомнить в течение 2-3 сек.картинку, нарисовать в альбомах такую же. После выполнения задания детьми, сверяют с образцом.
2 Выделение первого звука в слове.
— Ребята нам пришло письмо от Айболита. Он просит нашей помощи нужно выполнить все задания и тогда его из плена отпустит Бармалей.
— Назовите, какой первый звук в слове Айболит?

Дети выполняют в альбомах задание.

 

 

 

 

-первый звук «А»

3 Знакомство с термином «гласный» звук
-Когда мы произносим звук «А», рот широко раскрыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды (нам не мешают ни зубы, ни губы), а еще мы можем петь этот

звук. Попробуйте. Такой звук называется гласный.

 

 

 

-а-а-а

Гласные звуки мы будем обозначать красной фишкой.
— Повторите хором «Гласный» звук.
— Почему звук «А» гласный?

 

- гласный звук
— нам не мешают ни зубы, ни губы, нет преграды, можно петь.

4 Выделение звука «А» на фоне звуков.
«Подними фишку».
— Как услышите звук «А» поднимите фишку.
— А, О, У, И, А, Е, У, А

- Дети показывают красную фишку.

5 Определение первого звука в слове.
— Айболит, находится в Африке. Какой первый звук в словах Африка, Айболит? В Африке растет много фруктов, нам нужно найти фрукты, название которых

начинается на звук «А».

- Первый звук «А».

Дети на наборном полотне находят картинки, название которых начинается на звук «А».

6 Знакомство с буквой «А».
— Звуки, мы произносим и слышим, а буквы видим и читаем. Звук «А», мы запишем с помощью буквы. Посмотрите на букву «А».
— Ребята, злой Бармалей разрезал все буквы «А»,давайте попробуем сложить карточки, чтобы получилась буква «А»

 

 

Дети складывают разрезные карточки с буквами.

7 Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
— Мы делили апельсин, много нас а он один,
— эта долька для ежа, эта долька для чижа, эта долька для котят, эта долька для бельчат, эта долька для ужа, а для волка кожура. Он сердит на нас беда,

разбегайтесь кто куда.

Дети выполняют упражнения в соответствии со словами.

 

 

8 Узнавание буквы « А» в зашумленном изображении.
— Бармалей заколдовал буквы. Ребята, найдите буквы «А» и раскрасьте красным цветом.

8 Итог занятия
— Мы выполнили все задания Бармалея, и освободили Айболита.

 

Дети на карточках выполняют задание.