Конспект совместного логопедического занятия родителей с детьми «Прогулка в осенний лес» (средний дошкольный возраст)


Автор публикации Казакова Эльмира Радиковна
учитель-логопед первой квалификационной категории
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №266», г.Пермь

Во время занятия родители являются активными участниками процесса,
все упражнения и задания выполняются совместно.
Цель: Профилактика и коррекция нарушений речи через совместные занятия родителей с детьми.
Задачи: Обучить родителей приемам по развитию речи детей
Совершенствовать общую и мелкую моторику
Расширять лексический запас
Развивать слуховое внимание и зрительную память
Учить выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью
Способствовать развитию мимической выразительности
Оборудование: осенние деревья, разноцветные листья (березы, рябины, дуба), солнце, тучки;, листья, не раскрашенные, по количеству детей; игрушка ёжик; музыкальное сопровождение.
Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю отправиться в осенний лес на прогулку. Садитесь в поезд.

  1. Двигательное упражнение «Мчится поезд»

(дети с родителями встают друг за другом и двигаются по кругу)
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! Тороплюсь!
Тороплюсь!
Чух-чух! Чух-чух!
Подъезжает паровоз.
Чух-чух! Чух-чух!
Он в лесочек нас привез.
Ду-ду!…

Логопед: Вот мы и приехали в лес. Пойдемте гулять по лесу, дышать свежим воздухом.

2. Динамическое упражнение «мы идем»
Мы идем: та-та-та (обычная ходьба)
Мы поем: ля-ля-ля (ходьба на носках)
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты)
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту)

Логопед: Посмотрите, какие красивые листья в лесу, какого они  цвета? Много листьев упало на землю. Ветер поет свою песню в лесу, дует на листочки, они красиво опадают на землю. Давайте мы с вами тоже споем песенку ветра.

3. Дыхательное упражнение «Ветер»
Дети с родителями встают в пары, прижимая ладони друг к другу. Делают crescendo и diminuendo на звуки У, О, А, И. Разводят руки в стороны – усиливают звучание; приближают ладони друг к другу – звук затихает. Затем поднимают платочки, берут их за 2 уголка и, дуя на них, несут в указанное место («соберем листья с дорожки»).

Логопед: Листочки совсем не обрадовались холодному ветерку. Давайте покажем, как они испугались.

4. Логопедическая гимнастика.

Испугались листочки

Губы в улыбке. Широкий язык лежит между зубами.
Дети выдувают воздух на язык и губы так, чтобы они
вибрировали. Язык и губы должны быть расслаблены.
Следить, чтобы щеки не надувались.

Задрожали, затрепетали на ветру

Рот открыт. Губы в улыбке. Дети кладут широкий
язык на верхнюю губу и делают движения вправо-влево,
не отрывая язык от губы, как бы поглаживая ее.

Закачались, то вверх, то вниз,

Рот открыт. Губы в улыбке. Дети прикасаются
широким передним краем языка к верхней губе  и
нижней сначала медленно, потом убыстряя темп

Свернулись в трубочки

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком»

И упали на землю.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка
подводится по верхнюю губу, затем со щелканьем
отрывается и втягивается в рот. Челюсть не должна
двигаться.

Логопед: Давайте, из листочков сделаем красивый букет.
5. Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Литься рябины,
Листики тополя
Листья осины,
Листики дуба (загибать поочередно пальцы)
Мы соберем
В вазу осенний
Букет отнесем. (Сжимать и разжимать кулачки)

Логопед: Ребята, я вам покажу листья, а вы должны угадать, с какого дерева они упали? Какой лист? (Лист упал с клена, это кленовый лист)
6. Ритмическая игра «Тучка»

Кап-кап-кап! – тучка. (хлопают в ритм стихотворения)
Кап-кап-кап! – плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет

Логопед: Тучки солнышко закрыли, и закапал дождик. Давайте, покажем, как капает дождик. Вставайте «паровозиком»

7. Массаж спины «Дождь» (Родители делают массаж детям, а затем меняются местами)

Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!

Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга

По веселой звонкой крыше –
Бом!Бом!Бом!

Постукивают пальчиками.

 

- Дома, дома посидите, -
Бои!Бом!Бом!

Поколачивают кулачками.

 

Никуда не выходите, -
Бом! Бом! Бом!

Растирают ребрами ладоней

 

Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями

А уйду – тогда гуляйте…
Бом… Бом… Бом…

Поглаживают ладонями

8. Мимическое упражнение с элементами рисования «Листьям грустно-весело»
Логопед: Ребята, прошел дождь и смыл краску с осенних листьев. Как выдумаете, листьям грустно или весело?
Покажите, какие листья лежат на земле грустные. Что нужно сделать, чтобы листьям стало весело? (раскрасить их)
(Дети вместе с родителями раскрашивают листья, с помощью поролоновой губки)

Логопед: А теперь листьям весело или грустно? Покажите, какие листья стали веселые.

Ребята, слышите, кажется, кто-то фыркает: фыр-фыр-фыр
Как вы думаете, кто это? (Ежик)
Ёжик приглашает вас поиграть с ним в игру «догонялки». (Дети встают в круг, в центре — ёжик. Дети идут хороводом под быструю музыку в одну сторону, ёжик в другую). После окончания музыки дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три –
Ребятишек догони!

Дети убегают к своим мамам.

9. Игра «Тихо – Громко»

Логопед:Вот и пора нам возвращаться домой. Давайте сядем в кружок и составим предложение об осеннем лесе. Мама будет говорить предложение тихо, а малыш – громко.

Садимся в наш паровоз и поехали домой.