Тематический план логопедических занятий с детьми дошкольного возраста по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи


Автор публикации Вайс Марина Николаевна
учитель–логопед
МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида
станица Старощербиновская, Краснодарский край

 

Тема занятия

Цели

Задачи

Дидактические
игры

1.

Развитие высших психических функций

Учить отвечать полными предложениями

Развивать речевое внимание и память, при ответе на вопрос строить предложения

 

2.

Формирование понятия о действии предмета

Учить понимать вопросы: кто?, что?, что делает?, подбирать ответы в соответствии с вопросом.

Уточнить понятие «действие», рассмотреть разные и одинаковые действия, подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Игра «Четвертый лишний»

3.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Учить различать звучание предметов, выделять из потока звуков заданный звук, слог, определять слова, сходные по звуковому составу.

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Игра «Верно или нет»

4.

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения.

 

Умение образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково»

5.

Винительный падеж, единственное число

Учить использовать существительные в винительном падеже единственного числа

Дифференцировать вопросы: кто?, кого?, что? (одушевленное/неодушевленное существительное)

Игра «Кто это? Что это?»

6.

Именительный падеж, множественное число

Учить использовать существительные множественного числа в именительном падеже.

Преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа во множественное

Игра «Один – много».

7.

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

Учит использовать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

Образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

Игра «Кто сказал правильно»

8.

Согласование существительных с глаголами в числе.

Учить пользоваться глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе.

Образовывать словосочетания, согласовывать существительные с глаголами в числе.

Упражнение «Один играет, двое играют» (изменять слова по образцу)

9.

Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными

Учить пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в роде.

Образовывать словосочетания, согласовывать существительные мужского и женского рода с числительными

Игра «Кто больше назовет»

10.

Составление предложений из трех слов, понятие «слово», «предложение».

Учить составлять предложение из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение)

Составлять предложение из трех слов, заменяя дополнение без наглядной опоры, строить фразу по опорной схеме

Упражнение «Придумай предложение из трех слов (по образцу или без)

11.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию

Учить понимать вопросы: что делать?, отвечать на него полно

Отвечать на вопрос развернутой формой из трех – четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех – четырех предложений.

пересказы

12.

Родительный падеж, единственное число без предлога и с предлогом У

Учить использовать существительные в родительном падеже единственного числа

Употреблять существительные в родительном падеже единственного числа, согласовывать их с глаголами, уточнить значение предлога У

Игра «Чего нет?»

13.

Приставочные глаголы

Учить изменять глаголы с помощью приставок, использовать эти слова.

Дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу (ехать…), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол

Игра «Скажи наоборот»

14.

Согласование числительных ДВА, ДВЕ с существительными

Учить согласовывать род существительных и числительных

Образовывать словосочетания, согласовывать существительные с числительными

Игра «Исправим Незнайкины ошибки»

15.

Предлог НА

Учить пользоваться предлогом, понимать пространственное отношение, выделять в предложении как «маленькое» слово

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом НА. Составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог

Игра «Солнечный зайчик»

16.

Дательный падеж, единственное число

Учить использовать существительные в дательном падеже единственного числа

Употреблять существительные в дательном падеже единственного числа, согласовывать с глаголами.

Игра «Кому (чему) обрадовался Петя?»

17.

Пересказ текста по картинкам

Учить выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках, составлять по ним последовательный рассказ

Пересказывать текст по картинкам, отражающим последовательность событий.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок

18.

Творительный падеж, единственное число

Учить использовать существительные в творительном падеже единственного числа

Употреблять существительные в творительном падеже единственного числа, согласовывать с глаголами.

Игра «Кто с кем? Что с чем?»

19.

Согласовывание местоимений МОЙ, МОЯ с существительными

Учить пользоваться местоимениями МОЙ, МОЯ, согласовывая их с существительными в роде

Образовывать словосочетания, согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными

Игра «Жадный Петя (Жадная Маша)»

20

Предлоги НА, ПОД

Продолжать пользоваться предлогом, понимать пространственное отношение, выделять в предложении как «маленькое» слово

Продолжать уточнять пространственные представления, выраженные предлогами НА, ПОД. Составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог

Игра «Помогите Мурзику»

21.

Предложный падеж с предлогом О, единственное число

Учить использовать существительные в предложном падеже единственного числа

Употреблять существительные в предложном падеже единственного числа, согласовывать с глаголами

Игра «Думаем о ком? О чем?»

22.

Предлог В

Продолжать пользоваться предлогом, понимать пространственное отношение, выделять в предложении как «маленькое» слово

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогом В. Составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Игра «Где шарик?»

23.

Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? Какой по форме?)

Расширять словарь прилагательных

Подбирать определения по вопросам: какой по цвету? какой по форме?

Игра «Кто больше?»

24.

Подбор определений (вопрос: какой по величине?)

Продолжать расширять словарь прилагательных

Подбирать определения по вопросу: какой по величине?

Игра «Кто больше?»

25.

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

Учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать их в роде и числе с существительными

Образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

Игры: «Варим суп», «Варим компот», «Варим варенье»

26.

Составление рассказа по картинкам

Учить составлять рассказы по картинкам, правильно строить фразы.

Составлять рассказы по картинкам, правильно строить фразы.

Составление рассказов

27.

Подбор нескольких определений к предмета и объектам

 Продолжать расширять словарь прилагательных

Подбирать определения по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде, числе.

Упражнение «Расскажи о …»

28.

Предлоги В, НА, ПОД

Продолжать пользоваться предлогами В, НА, ПОД, понимать их

Выделять и называть предлоги В, НА, ПОД в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог

Игра «Помоги Незнайке»

29.

Согласование прилагательного с существительным в роде

Учить согласовывать прилагательные с существительными в мужском, женском и среднем роде

Правильно согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, подбирать существительные к прилагательным, отвечающим на вопросы: какой?, какая?, какое?

Игра «Подбери слово»

30.

Распространение предложений через введение однородных определений

Учить пользоваться прилагательными, четко отграничивать понятия «слово», «предложение», употреблять «длинные» предложения.

Подбирать к предмету или объекту большое количество определений, включать слова – признаки в предложение перед определяемым словом, уточнить понятия «слово», «предложение»

Игра «Кто больше подберет слов?»

31.

Составление рассказа по серии сюжетных картииок

Продолжать учить составлять точные, полные рассказы по сюжетным картинкам,

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отражающих последовательность событий, правильно строить

Составление рассказов

32.

Предлоги К, ОТ

Учить пользоваться предлогом, понимать пространственное отношение, выделять в предложении как «маленькое» слово

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ. Составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Игра «Перевертыши»

33.

Пересказ текста, составленного по сюжетной картинке

Учить точно и полно пересказывать текст по сюжетной картинке

Пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке

Пересказы

34.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Учить составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, использовать распространенные предложения с включением слов – признаков предметов

Составлять рассказ по сюжетной картинке, события на которой – конечный результат действия, отвечать на вопросы со словами «почему?», правильно строить длинные фразы

Составление рассказов

35.

Глаголы – антонимы

Учить подбирать слова – глаголы с противоположным значением, употреблять их в предложениях

Правильно подбирать глаголы – антонимы, строить фразу по сюжетной картинке

Игра «Скажи наоборот»

36

Уточнение обобщающих понятий

Учить дифференцировать обобщающие понятия

Уточнить обобщающие понятия: «овощи – фрукты», «одежда – обувь», «домашние животные – дикие животные», классифицировать их по признакам и собирать по группам

Игры: «Четвертый лишний», «Лото», «Кто больше назовет слов»

37.

Работа над фразой. Составление предложений из четырех слов с одним определением

Учить составлять предложения из четырех слов с одним определением, продолжать подсчитывать слова в предложении

Подбирать к предмету точное определение, составлять предложения из четырех слов

Игра «Исправьте Незнайкины ошибки»

38.

Развитие связной речи. Пересказ по сюжетным картинкам

Учить передавать смысловую точность в пересказе, высказывание строить плавно.

Пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картинок

Пересказы

39.

Приставочные глаголы

Продолжать употреблять в речи приставочные глаголы, согласуя их с другими словами в предложении

Дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки общую основу.

Игра «Скажи наоборот»

40.

Предлоги В, НА, ПОД

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами В, НА, ПОД, находить эти предлоги в тексте, составлять предложения и схемы к ним с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Игра «Подставь картинку»

41.

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Учить составлять предложения с глаголами совершенного вида по сюжетным картинкам

Образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок

Игра «Назови законченное действие»

42.

Дательные падеж, множественное число

Учить использовать существительные в дательном падеже множественного числа. Составлять с ними предложения.

Употреблять существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывать их с глаголами.

Игра «Поможем Айболиту вылечить животных»

43.

Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными

Учить пользоваться местоимениями НАШ, НАША, НАШИ, согласовывая их с существительными в роде и числе

Образовывать словосочетания, согласовывать существительные с местоимениями

Игра «Какая будет наша школа?»

44.

Составление предложений с несколькими определениями и объединение их в рассказ

Учить подбирать к объекту несколько определений

Составлять предложения с несколькими определениями, строить из этих предложений небольшой рассказ

Упражнение «Составь рассказ»

45.

Предлоги В, ИЗ

Продолжать учить выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами В, ИЗ, находить эти предлоги в тексте, составлять предложения и схемы к ним с заданным предлогом

Упражнение «Вставь пропущенное маленькое слово»

46.

Пересказ текста с использованием опорных сигналов

Продолжать учить пересказывать текст полно, точно

Учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.

Упражнение с мячом: «Пересказать текст по одному предложению, передавая мяч»

47.

Творительный падеж, множественное число

Учить использовать существительные в творительном падеже множественного числа, составлять с ними предложения.

Употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывать их с глаголами

Игра «В зоопарке»

48.

Относительные прилагательные

Учить образовывать новые слова (относительные прилагательные от существительных), согласовывать их в роде и числе

Совершенствовать навыки словообразования, включать в предложения относительные прилагательные

Игра «Помоги Незнайке»

49.

Предложный падеж, множественное число

Учить использовать существительные в предложном падеже с предлогами В, О, НА, составлять с ними предложения

Употреблять существительные в предложном падеже множественного числа, согласовывать их с глаголами

Игра «Закончи предложение, используя предлог»

50.

Согласование числительного и существительного в родительном падеже

Учить пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в родительном падеже

Образовывать словосочетания в родительном падеже, согласовывать числительное с существительными

Игры: «Сосчитай – кА», «Без чего предмет?»

51..

Согласование числительного с существительным в дательном падеже

Учить пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в дательном падеже

Образовывать словосочетания в дательном падеже, согласовывать числительное с существительным

Игра «Кому сколько?»

52.

Согласовывание числительного с существительным в творительном падеже

Учить пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в творительном падеже

Образовывать словосочетания в творительном падеже, согласовывать числительное с существительным

Игра «Добрый дедушка»

53..

Согласовывание числительного с существительным в предложном падеже

Учить пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в предложном падеже

Образовывать словосочетания в предложном падеже, согласовывать числительное с существительным

Упражнение «Закончи предложение»

54.

Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетным картинкам

Учить составлять рассказы, придумывать события до и после изображенного на картинке

Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности

Игра «Фантазеры»

55.

Родительный падеж множественного числа

Учить использовать существительные в родительном падеже множественного числа

Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, согласовывать их с глаголами

Игра «Чего не стало?»

56.

Притяжательные прилагательные

Учить пользоваться притяжательными прилагательными

Образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение

Игра «Угадай чьи вещи?»

57.

Предлог С (СО)

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами С (СО), находить эти предлоги в тексте, составлять предложения и схемы к ним заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог

Игра «Помоги Незнайке»

58.

Обучение самостоятельной постановке вопросов

Учить самостоятельно задавать вопросы, пользоваться в речи распространенными предложениями

Учить детей запрашивать информацию, правильно и самостоятельно формулировать вопрос, грамматически правильно строить предложения из четырех – пяти слов, развивать речевую активность детей, их память и внимание

Игры: «Хочу все знать!», «Сказочный зверь»

59.

Родственные слова

Учить подбирать родственные слова, в цепочке слов выбирать родственные и неродственные

Познакомить детей с понятием «родственные слова», выбирать родственные слова из связного текста, в цепочке слов находить родственные и неродственные

Игры: «Как растут слова?», «Словесный сад»

60.

Предлоги ИЗ — ПОД

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами ИЗ –ПОД, находить эти предлоги в тексте, составлять предложения и схемы к ним с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Игра: «Что пропустил Незнайка?»

61.

Предлоги ИЗ -ЗА

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами ИЗ –ЗА, находить эти предлоги в тексте, составлять предложения и схемы к ним с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Игра с мячом: «Скажи наоборот»

62.

Предлоги ИЗ –ПОД, ИЗ -ЗА

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами ИЗ – ПОД, ИЗ – ЗА , находить эти предлоги в тексте, составлять предложения и схемы к ним с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Упражнение: «Вставь пропущенное маленькое слово»

63.

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А

Учить составлять сложные предложения с союзом А из двух простых предложений

Составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы, уточнить понятия: «слово», «предложение», «действие»; активизировать словарь детей

Упражнение: «Составим сложное предложение по двум картинкам»

64.

Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО

Учить составлять сложные предложения, используя  союз ПОТОМУ ЧТО

Составлять сложноподчиненное предложение с опорой на зрительные символы, активизировать словарь детей

Упражнение «Составим схему к предложению»

65.

Согласование числительных и прилагательных с существительными

Учить пользоваться числительными, прилагательными и существительными, согласовывая их в роде и числе

Образовывать словосочетания, согласовывать числительные и прилагательные с существительными в роде и числе

Упражнение «Найди ошибку»

66.

Несклоняемые существительные

Учить правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, составлять предложения с этими существительными и разными предлогами

Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях.

Упражнение «Составим письмо Буратино»

67.

Предлог НАД

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогом НАД, находить предлог в тексте, составлять предложения и схемы к ним с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Составление предложений по сюжетным картинкам