Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи
Автор публикации Пашовкина Евгения Геннадьевна
учитель
МК С(к)ОУ «Начальная школа — детский сад №10″ V вида,
г. Новокузнецк
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук.
Целенаправленная работа по совершенствованию движения пальцев, полезна и для подготовки руки к письму. Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить систематически, уделяя ей 3-5 минут.
Перед началом игры педагог, показывая детям свои пальцы, говорит: «Это большой палец, эти поменьше, а этот мизинчик, он самый маленький. Все пальцы живут рядом как братья».
Упражнения
1.Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков всех пальцев – «пальчики здороваются». То же упражнение выполняют пальцами левой руки.
2.Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки поочередно – «здороваются». Сначала большой с большим и т.д.
3.Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» со всеми пальцами левой руки.
4.Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Выпрямить указательный палец левой руки и тоже вращать им. Потом вращать одновременно обоими пальцами обеих рук.
5.Указательный и средний пальцы правой руки бегают – «человечки». Те же упражнения делать левой и обеими руками – «человечки бегают наперегонки».
6.Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки – «козлик», те же упражнения делать левой рукой и обеими руками.
7.Образовать 2 кружка из большого и указательного пальца обеих рук, соединить их – «очки».
8.Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а безымянный и мизинец соединить с большим. Те же упражнения делать левой и обеими руками – «зайцы».
9.Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы – «деревья».
10.Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз – «птички летают, машут крыльями».
11.Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого. Выполнять те же упражнения, только начинать с мизинца.
12.Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямляя их, начиная с большого пальца, потом начиная с мизинца. Те же упражнения – левой рукой.
13.Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх – «флажок».
14.Согнуть пальцы обеих рук в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их – «двое разговаривают».
15.Пальцы правой руки согнуть в кулак, сверху положить горизонтально левую руку – «стол».
16.Правую руку согнуть в кулак, а левую приложить вертикально – «стул» или «кресло».
17.Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие – «бочонок с водой».
18.Левая рука в том же положении (бочонок), указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху – «птичка пьет».
19.Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу – «мисочка».
20.Обе руки в положении «мисочка», а большие пальцы опустить внутрь – «птичье гнездо с птенцами».
21.Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. Большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально – «дверь».
22.Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук – «крыша».
23.Руки в положении «крыша», только указательный палец расположить в горизонтальном положении.
24.Руки в том же положении (крыша, пальчики уложены), большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» — «разговаривают».
25.Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук – «мост, дорога».
26.Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы – «чаша, цветок».
27.Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз – «корни растения».
28.Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» — «бежит лошадь».
29.Пальцы правой руки в положении «бегущая лошадь», указательный и средний пальцы изображают «всадника».
30.Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их – «улитка с усиками».
31.Правая рука в положении «улитка с усиками», левую руку положить сверху – «раковина улитки».
32.Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть и поднять руку вверх – «кошка».
33.Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец поднять верх – «собачка».
34.Пальцы левой руки согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки – «птица в гнезде».
35.Кончики пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть – «лодочка».
36.Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы – «солнечные лучи».
37.Прижать тыльные стороны ладоней друг к другу, скрестив пальцы, поднять их вверх – «елка, ветки».
- Повара режут овощи, чистят лук, раскатывают тесто, защипывают пирог.
- Плотники щиплют мох и конопатят стены.
- Прачечная – отжимают белье, встряхивают, развешивают.
- Мужчина работает отверткой – привинчивает ножки к столу (работает один указательный палец, остальные в кулачке).
- Ковровщицы плетут ковры.
- Птицы клюют зерно.
- Воробей купается в луже – движения вправо-влево слегка сжатыми кулачками и отряхиваются, легкие взмахи пальцами.
Разве это пальчики?
Это просто мальчики:
Вот большой – смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
«Как дела?» — спроси его,
Он, подпрыгнув, скажет – «Во!»
Указательный – указывает,
Всем всегда на все показывает.
Средний пальчик – злой мальчишка,
Щелкнет по лбу – сразу шишка.
Безымянный до темна
Выбирает имена.
А мизинец, мой любимец,
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю.
Очень маленьких люблю!
Этот палец хочет спать,
Этот лег уже в кровать,
Этот лишь чуть-чуть вздремнул,
Этот уж уже уснул,
Этот спит уже давно.
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите.
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным в лес ходил,
А со средним кашу ел,
И конфеткой угощал.
А большой меня встречал
С указательным запел.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Пошли пальчики гулять,
И в конце пути упал.
Третьи пальчики пешком,
А четвертые бегом.
Пятый пальчик поскакал
А вторые догонять,
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!
В нашем маленьком домишке,
Завелись серые мышки.
Так и бегают кругом,
Все на кухне кувырком.
То топочут под столом,
Лакомятся молоком.
На скамейку сесть хотят
И пугают там ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле шалунишки,
Так и хочется поймать,
А они – прыг и под кровать.
Садим мы морковку ловко:
Раз морковка, два морковка.
А свеклу сажать нам долго -
Раз свеколка, два свеколка.
Овощей на целый год.
Золотую нашу репку.
Получился огород
А теперь посадим крепко
По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда.
Но подальше от воды.
Чтобы не было беды.
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Так головки убирали.
Вот так, вот так,
Пальчиковая гимнастика
Упражнение для большого пальца «Скакалка»
Обе руки сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую. Выполняя упражнение, поем песенку «Скакалка»:
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу – обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка, раз, ну-ка, два
Посреди дорожки,
Да бегом с ветерком,
Да на правой ножке.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я учу
Галю и Наталку.
Ну-ка, раз, ну-ка, два
Учатся сестрички.
За спиной день-деньской
Прыгают косички!
Круговые движения большим пальцем делают ритмично, с большой амплитудой движения в одну сторону, потом в другую.
«Апельсин»
Он оранжевый снаружи /Руки детей в кулачках./
И оранжевый внутри /Руки раскрываются ладонями вверх./
Долька к дольке, /Загибаются поочередно пальчики левой и правой рук./
Долька к дольке,
Долька к дольке –
Долек сколько в апельсине, посмотри!
«Белочка»
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке, /Дети загибают по очереди пальцы, начиная с большого пальца./
Мишке толстопузому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Рассказ о птице и птенчиках.
На дереве было гнездо с птенчиками. Руки сложены одна на другую «гнездышком». «Птенчики» — пальчики шевелятся.
Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. «Гнездо» преобразуется: теперь ладонь раскрыта. Большой палец – это птица, остальные пальцы – птенцы.
Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец однократно прикасается поочередно к остальным пальчикам) и по три мошки (трехкратное прикасание).
Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец поочередно с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев).
То же самое проделываем с другой рукой, с другим «гнездом».
Прошло время, птенцы стали большие, стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли. /Взмахи скрещенными кистями рук./
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
«Две синички»
Сидят в гнезде две птички,
Две маленьких синички. /Формируем гнездышко, поглаживая кулачком одной руки ладонь другой./
Сидят, прижавшись тесно,
Тепло в гнезде им вместе. /«Синички» — большие пальцы./
Вот первая проснулась. /Указательный палец правой руки прикасается к большому пальцу правой руки, остальные три пальчика шевелятся – «крылышки»./
Проснулась, встрепенулась,
И песенку запела.
И к солнышку взлетела.
Вторая тут проснулась.
Проснулась, встрепенулась, /То же самое – с левой рукой./
И песенку запела,
И к солнышку взлетела.
И обе эти птички под солнышком летают
А солнышко лучами /Рисуем руками солнечный круг./
Синичек согревает.
Вот солнышко заходит,
Пора им спать ложиться,
Пора в гнездо синичкам под вечер возвратиться. /Формируем руками гнездышко./
Сидят в гнезде две птички…
(Повторяется 1-ое четверостишие).