Ринолалия


Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия обычно сопровождает врожденные расщелины твердого и мягкого неба, дефекты носовой полости, которые изменяют структуру и функцию речевого аппарата, и, следовательно, и механизм формирования звуковой стороны речи.
Выделяют три формы ринолалии:

  • открытая
  • закрытая
  • смешанная

В зависимости от причины возникновения может быть органической (механической) и функциональной; врожденной и приобретенной.
Открытая ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.
Открытая ринолалия может быть органической (механической) и функциональной.
Органическая (механическая) ринолалия бывает врожденной или приобретенной.
Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба.
Приобретенная открытая ринолалия может возникнуть при перфорации твердого или мягкого неба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба.
Открытая функциональная ринолалия чаще всего обусловлена гипокинезом мягкого неба.
Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижности мягкого неба.
Закрытая ринолалия обусловлена направленностью речевого выдоха только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса.
Различают две формы закрытой ринолалии: органическую (механиче-скую) и функциональную.
При органической (механической) форме речевое нарушение связано с анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки (аденоиды, по-липы, искривление носовой перегородки).
При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.
Смешанная ринолалия — состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии. Смешанная ринолалия может быть органической (механической) или функциональной.
Наиболее распространенной формой ринолалии является органическая (механическая) открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте твердого и мягкого неба — расщелине.
Ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:

  • изменение положения и активности языка;
  • нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба;
  • изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора;
  • тотальное нарушение звукопроизношения.

Основным проявлением открытой механической ринолалии является патологическое изменение тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным и искаженное произнесение всех звуков речи. Нарушение звукопроизношения обусловлено нарушением артикуляционной моторики, патологической позой языка, нарушением речевого дыхания, деформацией зубо-челюстной системы.
Хотя в структуре речевой деятельности при открытой ринолалии ведущим является нарушение фонетических и просодических элементов речи, однако в ряде случаев первичное нарушение накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, т. е. приводит к общему недоразвитию речи. Обусловленность общего недоразвития речи у детей различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, позднее  ее начало, осложненность дефекта проявлениями дизартрии или алалии, снижение слуха и т. д.
По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием, с задержкой умственного развития, с олигофренией (разной степени выраженности).
У некоторых детей имеются отдельные неврологические микрознаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. Кроме того, частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха.
В ряде случаев ринолалия отрицательно влияет не только на формирование личности ребенка, но и на формирование высших уровней познавательной деятельности.
Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и неба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов.