Дифференциация звуков С–Ш в слогах, словах


Автор публикации Ермолина Людмила Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ «Сивинский детский сад №2»
Сивинский район, Пермский край

Подгрупповое занятие с детьми подготовительной группы с ОНР (III уровня), 2 год обучения

ЦЕЛЬ: Обучение детей сотрудничеству со взрослыми и детьми.
ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знания детей о правилах общения на занятии и учить применять их;
  2. Дифференцировать звуки С-Ш в слогах и словах;
  3. Закрепить знания детей о диких и домашних животных, птицах, насекомых;
  4. Закрепить о понятиях «слог», «слово»;
  5. Развивать фонематический слух, память, внимание;
  6. Воспитывать чувство коллективизма, умение общаться в микрогруппе.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с правилами общения. Символы оценок: солнце и тучка. Картинки с изолированными звуками: «С – насос» и «Ш – шарик». Схема разбора звуков. Набор картинок к игре «Договори словечко». Набор картинок животных, птиц, насекомых со звуками «с» и «ш» и два домика. Сюжетная картинка «Осень. Животный мир».

ХОД: I. Организационный момент.
Дети стоят около доски.
Логопед: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Давайте вспомним правила общения на занятии:
«Спроси, скажи, договорись!»
«Поделись!»
«Попроси помощи!»
«В споре используй считалку!»
«Оцени товарища!»

Правила общения на занятии

II. Сообщение темы.
Логопед: Посмотрите, на столах лежат картинки «С – насос» и «Ш – шарик». Как вы думаете, что мы будем делать на занятии?
Дети: Мы будем учиться различать звуки С – Ш.
Логопед: Нам нужно поделиться на две команды. Как это можно сделать?
Дети: по желанию (симпатии), по случаю (кто куда сел или фишками), считалкой.
Логопед: Кто знает считалку с нашими звуками?
Ребёнок: Я знаю считалку со звуком «С» (рассчитывает детей).
Вот со звуком «С» считалка:
Сани, сок, сова, скакалка,
Выходи на слово «СТУК»,
Назови в нём первый звук.
Логопед: Ребята, кто вышел на слово «СТУК» занимают места за столом с картинкой «насос», а остальные стол с картинкой «шарик».

III. Основной этап.

Характеристика звуков.

Логопед: Посмотрите на картинку на своём столе, определите ваш звук, обсудите и дайте звуку характеристику по схеме:

Схема характеристики звука

Логопед: Обсудите, договоритесь и выберите, кто из вас проговорит характеристику звуку всем нам.
По одному ребёнку из команды встают и рассказывают о своём звуке:
Звук «С» — согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, когда мы произносим звук «С» губы улыбаются ,зубы сближены, язык «желобком» лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная, голосок «спит».
Звук «Ш» — согласный, глухой, всегда только твёрдый, когда мы произносим звук «Ш» губы вытягиваются «трубочкой», зубы сближены, язычок «чашечкой» поднят вверх, воздушная струя тёплая, голосовые связки не работают.
Логопед: Дети оцените своих товарищей, если вы с ними согласны поднимите «солнышко», если нет – «тучку».

Игра: «Договори словечко».

Логопед: Я начинаю слово, а вы должны его догорить, добавив в конце слоги «ска» или «шка». Каждый стол договаривает слово со своим звуком.
Логопед показывает картинки.
Слова: ка … (шка) ка … (ска)
ми … (шка) ми … (ска)
ко … (шка) до … (ска)
су … (шка) ма … (ска)
Логопед: Дети, что вы добавляли?
Дети: Слоги.

Игра: «Рассели животных, птиц и насекомых по домикам».

Логопед: На столе лежат картинки с животными, птицами и насекомыми. Вы должны расселить их по домикам. Команда «насос» выберет картинки в названии которых есть звук «с», а команда «шарик» — со звуком «ш». Не забывайте правила: договаривайтесь и помогайте друг другу.
Логопед: Давайте проверим и оценим вашу работу. Выбирайте, кто из команды будет отвечать.
Дети выбирают по одному ребёнку из команды, и они называют картинки, которые они поселили в домик.
1 ребёнок: Мы поселили в домик с «насосом»: слона, собаку, сову, стрекозу, лису, потому что в их названии есть звук «с».
2 ребёнок: Мы поселили в домик с «шариком»: кошку, лошадку, мышку, шмеля, кукушку, потому что в их названии есть звук «ш».
Остальные дети оценивают выполнение задания, поднимая картинку с «солнышком».
Логопед: Назовите, только диких животных, домашних животных, птиц, насекомых.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Логопед читает стихотворение Н.Нищевой «Белка Смелка», дети выполняют движения.
Белка Смелка в лес ходила, идет по кругу, взявшись за руки.
Белка с ёлки шишки сбила останавливаются, четыре прыжка на носочках.
Шишки сбила, шишки ела, поочерёдно подносят руки ко рту.
Шишки ела, нам велела.
А мы шишек не едим, бегут по кругу.
Белке Смелке отдадим.

Выставляется картинка из наглядно-дидактического пособия «Осень. Животный мир».

Логопед: Рассмотрите внимательно картинку. Найдите и проговорите нарисованные на ней предметы. А сейчас соревнование: «Кто больше назовёт слов со своим звуком».
Каждая команда по очереди называет слова:
Слова со звуком «с»: колос, барсук, сучья, лист, хвост, нос, лес, усы.
Слова со звуком «ш»: уши, орешки, шерсть, шкура, камешки, шляпки (у грибов), шубка.
Логопед: Молодцы! Победила «дружба». А теперь послушайте моё слово: «пушистая». Чьё это слово? Правильно, в этом слове есть и звук «с», и звук «ш». Про кого мы скажем «пушистая»? Конечно, это белка.
IV. Итог.
Логопед: Наше занятие заканчивается. Скажите, понравилось ли вам играть в команде? Как вы думаете, почему у вас получалось справится со всеми заданиями?
Дети: Мы играли вместе, дружно, помогали друг другу, договаривались.
Логопед: Ребята, если вы будете всегда разговаривать друг с другом, уметь договариваться помогать, то и все дела вы будете выполнять правильно и быстро. Пожмите друг другу руки и поблагодарите своих товарищей.

Список литературы:

    • Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.
    • Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых гимнастик. СПб, 2013.