Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста


Авторы публикации Ермакова Е.В. и Квашнина О.В.
учителя-логопеды высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 226»,
г. Новокузнецк

Формирование коммуника­тивных навыков — одна из важнейших задач речевого и личностного развития до­школьников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнера и понимать его невербальные сигналы — эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте.
Диалог — разговор, беседа — основная форма речевого общения ребенка со взрослым и сверстниками.
Обучение детей с ОНР диалогической или разговорной речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т.е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между детьми, и имеет ряд особенностей. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, речь малопонятна и чаще всего представляет простую конструкцию, слабо развивается экспрессивная речь при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи, недостаточна также речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Для совершенствования речи и перехода к сложной речевой конструкции необходимо на специальных занятиях проводить диалог с помощью подготовленной беседы и имитации (прием театрализации).
Подготовленная беседа предназначена для обучения детей основным правилам построения диалога. Они должны выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя, ожидая возможности вставить реплику, стараться говорить понятно, а в дальнейшем отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточняя смысл слов. В результате беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге, приобретают грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).

Методика работы над диалогом
Работа включает несколько этапов:
1) ребенку предлагается внимательно послушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора;
2) уточняются непонятные, незнакомые слова;
3) диалог выучивается всеми детьми;
4) распределяются роли;
5) каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно повышая и понижая голос, добиваясь яркого звучания текста.
Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребенка, все отношения, основой развивающейся личности.

Большую роль в работе над диалогической речью играет театрализация — игра-инсценировка. Для пересказа в лицах могут быть использованы литературные произведения известных детских поэтов, а также народные песни. Театрализация (костюмированная) дает возможность не только совершенствовать разговорную речь, но и обогащает ее в эмо­циональном отношении: она звучит то радостно, то печально, то жалобно, то грозно. В игре-инсценировке дети дословно пересказывают в лицах (по ролям) художественное произведение, иногда вместе, иногда поочередно, меняясь ролями.

***
И. Токмакова
Разговор Лютика и Жучка
- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь — захохочешь.

***
Лидия Орлова
ЁЖ
- Очень, ёж,
Ты хорош!
Жаль, что в руки
Не возьмешь…
- Не возьмешь,
Ну и что ж!
Без иголок
Я не ёж!

***
В. Лунин
Кошка
- Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу ее на чай!

***
- Ослик, Ослик,
Где твой хвостик?
- Хвостик мой пошел гулять,
Он вернется ровно в пять.

***
Маршак С.Я.
"ВОЛК И ЛИСА"
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

***
Андрей Усачев
Жужжащие стихи…
Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу жужжа.
Я спросил Ежа: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: — Я не жужжу.
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота.
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
- И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну, жужжу, — ответил Жук.
- Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу
После ужина, — жужжу!

***
Борис Заходер.
Ёжик.
- Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.

Лиса и Крот.
- Славный домик,
Милый Крот,
Только больно
Узкий вход!
- Вход, Лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик Вас!

Воробей.
- Что не весел, воробей?
- Мало стало лошадей!
Трудно нынче воробью
Прокормить свою семью.

Морж.
Морж спросил у Кенгуру:
- Как выносишь ты жару?
- Я от холода дрожу!
- Кенгуру сказал Моржу.

***
Эмма Мошковская.
Уши.
- Доктор, доктор,
как нам быть:
уши мыть
или не мыть?
Если мыть,
то как нам быть:
Часто мыть
или пореже?..
Отвечает доктор:
- ЕЖЕ!
- Отвечает доктор гневно:
ЕЖЕ-
ЕЖЕ-
ЕЖЕДНЕВНО!

***
Шарик.
- Шарик, хочешь отпущу?
- Ой, хочу, хочу, хочу!
- Ты направо, или влево,
Или прямо-прямо в небо?
Ты ведь должен мне сказать,
Где потом тебя искать.
Я тогда тебя поймаю!
- Я не знаю… Я не знаю…
Ну а если б даже знал,
Ни за что бы не сказал!

***
- Где гостил ты, ёжик?
- Был в гостях у ёлки.
- Что ты делал ёжик?
- Примерял иголки.
Мне свои иголки подарила ёлка,
Чтобы не бояться ни лисы, ни волка.
***
- Эй, послушай, косолапый
Разве можно кушать лапой?
- Нет, нельзя, -вздохнул он грустно,
- Только очень, очень вкусно.
Вот попробую немножно,
А потом пойду за ложкой.

***
Токмакова
Гном
К нам по утрам приходит гном.
В Москве приходит прямо в дом!
И говорит все об одном:
- Почаще мойте уши!
А мы кричим ему в ответ:
- Мы точно знаем, гномов нет! -
Смеется он: — Ну нет так нет.
Вы только мойте уши!

***
Токмакова Ирина
Разговор старой Ивы с Дождем
- Восемь — у доpоги,
Девять — на лугу…
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две — под стаpой елью,
Возле стога — шесть…
- Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
- Тоpоплюсь pомашки
Все пеpесчитать,
Десять — на опушке,
Под осиной — пять…
Hу как пpосчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдpуг на всех не хватит
У меня воды!

Английский фольклор (пер. С.Я. Маршака)
***
Маленькая девочка,
Скажи, где ты была?
Была у старой бабушки,
На том конце села.
– Что ты пила у бабушки?
– Пила с вареньем чай.
– Что ты сказала бабушке?
– “Спасибо и прощай”

***
Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь?
– Не стреги меня пока, дам я шерсти три мешка,
Один мешок – хозяину, другой мешок – хозяйке,
А третий – детям маленьким на теплые фуфайки.

***
Берестов
Чайки
Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки! Где ваш дом?
На земле? На воде?
Или в синей вышине?
- Ну, конечно, на земле!
На земле рождаемся.
- Ну, конечно, на волне!
На волне качаемся.
- Ну, конечно, в вышине!
В вышине летаем.
Вот где, вот где мы живем!
Вот где обитаем!

***
Лукашкина.
- Ну почему молоко убежало?
- Просто кастрюля бока ему сжала!
На огонь поставила,
Кипеть заставила: терпи!
- Мне молоко жалко…
- Ему было жарко!
Кипело, отдувалось,
Тихонько поднималось!
Дрожало, дрожало,
Решилось: побежало!
- … И теперь нам эти каши
Есть и не придется даже!

***
Разговор в темной комнате.
- Знаешь, там за занавеской
кто-то дышит и молчит…
- Это кит.
- Чья-то тень крадется — видишь? -
по стене на потолок…
- Это волк.
- Кто-то скрипнул дверцей шкафа…
- Домовой.
- Отчего тебе не страшно?!
- Ты со мной.

***
Г. Сапгир
ВСТРЕЧА
Как-то раз на дне стакана
Карлик встретил Великана
- Как же ты пролез в стакан? -
Удивился Великан.

***
Роман Сеф
- Здравствуй, ветер,
Что невесел?
- Плохо мне,
Бедняжке:
Разбежались
По волнам Все мои "барашки".
Я пасу их,
Стерегу,
Но сберечь их
Не могу.
Исчезает мое стадо
На скалистом
Берегу.

***
- Это что растет у вас
Между глаз,
Извините за вопрос?
- это? Нос.
- И давно он там растет?
- Где-то год.
- А что было до него?
- Ничего.
- Не мешает ли он вам
по утрам?
- Утром -нет.
Вот ночью — да, иногда.
- Может быть, тогда его
вам -того? Обратились бы к врачу!
- Не хочу!
Он, поди, и сам пройдет
Через год
А пока пускай растет
Взад-вперед