Разработка индивидуальных образовательных программ по развитию речи дошкольников с ДЦП


Автор публикации Вайс Марина Николаевна
учитель–логопед
МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида
станица Старощербиновская, Краснодарский край

Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует много времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.
Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями ставит его родителей перед рядом серьёзных проблем, зачастую к которым они не готовы морально.
В Щербиновском районе на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 7 комбинированного вида станицы Старощербиновской с 2003 года открыта группа «Особый ребенок» для детей инвалидов. Группу «Особый ребенок» посещает 6 человек, в возрасте от 3 до 7 лет. Для этих детей созданы все необходимые условия. Создана развивающая среда для индивидуального развития каждого ребёнка, в соответствии с возрастными особенностями и диагнозами детей.
Организация коррекционно-развивающего процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении для детей с церебральным параличом специфична. Такие дети требуют особой организации жизнедеятельности в рамках детского сада, гибкости всех элементов коррекционно-образовательного процесса.
Работа по коррекции речевых нарушений у детей с ДЦП предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи, учитывающих сложный характер нарушений, при котором дизартрические расстройства сочетаются с признаками системного недоразвития речи. Логопедическая работа является важной частью комплексного медико-социального психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ДЦП, которое осуществляется в нашем образовательном учреждении в рамках постоянно действующего медико-психолого-педагогического консилиума.
Планирование логопедической работы строится с учетом речевых нарушений при ДЦП как системных, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической, но и психолого-педагогической направленности. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию речи ребенка с ДЦП является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой педагогов и специалистов — участников сопровождения ребенка с церебральным параличом в дошкольном образовательном учреждении: логопедом, психологом, музыкальным руководителем, воспитателем.
Разрабатываемые индивидуальные программы направлены на решение следующих задач:
- своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке психоречевого развития ребенка;
- предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений психоречевого развития ребенка;
- создание условий для обеспечения комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого-педагогической диагностики;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Общепринятой структуры индивидуальной образовательной программы не существует. Нами разработана модель построения коррекционно-образовательного процесса. Она позволяет индивидуализировать логопедическую работу по содержанию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с ребенком, эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Предлагаемая модель индивидуальной образовательной программы состоит из пяти направлений:
Первое направление определяет стратегию построения индивидуальной образовательной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом клинической и психолого-педагогической неоднородности контингента воспитанников с церебральным параличом.
Состав воспитанников с церебральным параличом в нашем ДОУ не однороден как в клиническом, так и в психолого-педагогическом отношении. В учреждении мы реализуем индивидуальные развивающие программы. Уровень психофизического развития ребенка и его потенциальные возможности являются определяющими в разработке содержания образования и отбора методов и технологий комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения.
Второе направление — диагностическое направлено на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня психоречевого развития ребенка. Его цель — введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения речи детей в различных видах деятельности (на занятии, в самообслуживании, игре, межличностном общении, в семье)
Основная задача специалистов — дифференцировать степень и характер нарушений речевого и умственного развития, выявить, первичными или вторичными являются эти нарушения, оценить уровень воздействия двигательной недостаточности на особенности психоречевого развития ребенка. Именно от этого зависит, какую программу будет осваивать ребенок в процессе индивидуального комплексного сопровождения.
Методы диагностики ребенка с ДЦП традиционны:
- изучение медицинской документации;
- наблюдение за ребенком в естественных и специально организованных условиях;
- беседа с ребенком и его родителями;
- логопедическое и психолого-педагогическое обследование.
Оценивая состояние речевого развития ребенка, принимаются во внимание как результаты собственно логопедического обследования, так и сведения невропатолога, психолога, воспитателя. Анализу подвергаются не только особенности фонетико-фонематической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя высказываний ребенка. Специалистами сопровождения учитывается деятельностно-творческий и эмоционально-оценочный потенциал речевого развития дошкольника с ДЦП. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.
Ведущее значение в патогенезе речевых нарушений у детей с церебральным параличом имеет собственно двигательная патология. Изучение и оценка характера поражения общей, мелкой и артикуляционной моторики осуществляется невропатологом и логопедом.
По окончании обследования составляется экспертное заключение, в котором дается детальная характеристика речи ребенка, указываются особенности его познавательной деятельности, характеризуются внимание, память, мыслительные процессы, отмечаются возможности обучаемости, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию речи данного ребенка.
Образовательный процесс, направленный на развитие речевой функциональной системы требует постоянного контроля, отслеживания динамики психофизического развития, проведения комплексного мониторинга на всех этапах реализации индивидуальной образовательной программы.
Коррекционно-развивающее напраление, основываясь на результатах комплексной диагностики и оценке уровня психофизического развития ребенка с церебральным параличом, обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждения трудностей в овладении речью дошкольником.
Основная цель — создание оптимальных условий для динамичного речевого развития ребенка с ДЦП в соответствии с его возрастными, клиническими и индивидуально-психологическими особенностями; нормализация и совершенствование познавательной деятельности; компенсация недостатков развития.
Коррекционно-логопедическая работа при ДЦП основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ЛФК), направленными на развитие двигательных функций. Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений общей, артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей рук. Логопедом, совместно с невропатологом и врачом ЛФК планируется работа, направленная на подавление патологической рефлекторной активности, как в речевой, так и в скелетной мускулатуре. Подбираются комплексы упражнений для стимуляции двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок. Опора на другие сохранные анализаторы, прежде всего зрительный и слуховой, позволяет обеспечить удовлетворительный контроль и упрочение движений.
Развитие речи, психических процессов и моторных функций осуществляется в строгой системе и связано со всеми разделами плана программы.
Развитие речи предполагает:
- нормализацию артикуляционной и мелкой моторики (снижение тяжести проявления спастического пареза, гиперкинезов и атаксии);
- развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
- нормализацию просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);
- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие лексических значений слов;
- развитие способности словоизменения;
- развитие способности словообразования;
- развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного, простого и сложного;
- развитие связной речи: диалогической и монологической.
Успешное овладение ребенком речевой функциональной системой предполагает и овладение им продуктивными видами деятельности, способствующими сенсорному и умственному развитию. Овладение и расширение репертуара предметных действий способствует уточнению, обогащению и систематизации словаря, расширению представлений об окружающем. В рамках игровой и предметной деятельности у ребенка формируются навыки общения, продуктивного коммуникативного поведения, а, следовательно, формируется диалогическая и монологическая речь.
Тесная взаимосвязь логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с детским церебральным параличом будет осуществляться системно.
Цель социально-педагогического модуля — повышение эффективности педагогической деятельности специалистов сопровождения. В нем отражается работа специалистов, направленная на разработку и апробацию программ, способствующих не только общему, но и речевому развитию дошкольников с ДЦП, работы по повышению уровня профессионального образования педагогов; разработку плана повышения родительской компетентности.
Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушения ми опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.