Конспект подгруппового занятия в старшей группе. Звуки речи


Автор публикации Усанова Анастасия Анатольевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 100
Свердловская обл., г. Екатеринбург

Цель: Знакомство с понятием «речевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с понятием «речевой звук»;
- познакомить с органами артикуляционного аппарата.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие речевого слуха;
- развитие неречевого слуха;
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие просодики;
- развитие мелкой и общей моторики.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии.
- развивать коммуникативную функцию речи.
Материалы: Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкального инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека. Предметные картинки: лиса, волк, медведь, белочка, ежик.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица.
Детям показывают пиктограммы.
Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
2. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
3. Знакомство с термином «речевой звук».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали:
- Р-р-р!
В стойле коровы мычали:
- Мммуу!
В комнате мухи жужжали:
- Жжж!
Мимо машины бежали:
- Тррр!
Гудели от ветра все провода:
- Зззнь!
Капала в кухне из крана вода:
- Динь!
Перекликались в ночи поезда:
- Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
- Тсс!
Змеи в лесу шипели:
- Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет:
- Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженное ели:
- Кхх! Кхх!
- Как перекликались поезда? (Ууу!).
- Как кашляли куклы?
Животные издают звуки, а мы с вами – говорим. Произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.
Физ. минутка.
Аист.
Аист, (Дети стоят на одной ноге)
Аист длинноногий, (Руки на поясе)
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топни правой ногой,
Топни левой ногой,
Снова правой ногой,
Снова левой ногой,
Вот тогда придешь домой. (Шагают на месте)

4. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.
Однажды на лесной полянке собрались: Зайка, Мишка, Лисонька, Волк, Белочка, Ежик. (Выставляются картинки животных)
Решили она показать друг другу, как хорошо они умеют петь.
Лисонька запела: А-А-А.
Волк: У-У-У.
Мишка: Ы-Ы-Ы.
Белочка: И-И-И.
Ежик: Э-Э-Э.
Давайте споем вместе с ними.
Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.
Звуки речи звучат по-разному:
Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)
П-П-П, Т-Т-Т (тихо)
Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)
Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)
(Дети произносят звуки).
5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).
Наш рот – домик звуков.
В каждом домике есть дверь и даже не одна.
Первая дверь – губы.
Вторая дверь – зубы.
Произнесите звук [п]-[п]-[п].
Этот звук мы произносим губами.
Произнесите звук [Л]. Почувствуйте, как прижался к зубам наш язычок.
А теперь положите ладошку на шею.
Произнесите: Д-Д-Д Б-Б-Б.
Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.
Произнесите звук [К]. Вы услышали голос? (нет)
А теперь произнесите звук [Г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)
Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
III. Итог.
Какие звуки мы сегодня слушали?
Какие звуки мы произносили?
Что нам помогает произносить звуки?