Информационно–коммуникативное воздействие на младших школьников с нарушениями речи


Автор публикации Некипелова Евгения Александровна
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с №88 «Улыбка»
г. Белгород

Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является ее информатизация, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями средствами письменно речевой деятельности. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением речи, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. Именно работа с компьютерными технологиями может помочь справится с проблемами детей имеющих трудности в обучении. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования понимания письменных текстов у младших школьников с ОНР позволил сделать следующие выводы:
Дети с ОНР (общее недоразвитие речи) имеют особенности когнитивной сферы, трудности формирования устной речи, что приводит к нарушению формирования читательской деятельности в целом и его смыслового компонента, в частности.
Так же дети с ОНР имеют проблемы в коммуникативной сфере, что в свою очередь, ведет к аномальному развитию личности как субъекта деятельности.
У многих детей с ОНР отсутствуют навыки осознанного понимания учебных текстов, которые им необходимы.
Младшие школьники с ОНР имеют особенности в понимании письменных текстов, которые зависят от уровня ОНР и сложности текста. Из-за своеобразия своего психического развития такие дети характеризуются более медленным темпом усвоения предлагаемого им материала и требуют использования специальных методов и приемов обучения. При работе с детьми начальных классов необходимо осознавать их особенности в обучении и оказывать им квалифицированную и индивидуализированную помощь и поддержку на том этапе обучения, где возникает проблема. Зная непосредственные причины того или иного нарушения навыка чтения можно более эффективно организовать коррекционную работу.
Именно информационное обеспечение логопедических занятий открывает перед учителем-логопедом перспективу реализации принципиально нового подхода в обучении создания и понимания текста, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи, графического изображения и динамического видеоряда, создания текста и указания ссылок на электронные источники и т.д. На этом фоне обучение понимания текстов младшими школьниками с нарушением речи с помощью мультимедийной презентации или ролика позволяет учащимся правильно понять смысл текста, повысить мотивацию к изучению традиционной темы благодаря творческому характеру работы.
На занятиях с компьютером для улучшения работы младших школьников можно использовать следующие мультимедийные дидактические средства: слайд, видеовыдержки из словаря, видеовыдержки из произведений художественной литературы, видеозадачи, видеоигры, видеотаблицы.
Слайд используется на логопедических занятиях для иллюстрации каких-либо теоретических сведений, положений, объяснения понятий и т.д.
Показ изображения объекта на слайдах, написание самого слова, обозначающего то или иное понятие, включение этого понятия в речь учащихся позволяет расширять словарный запас младших школьников, развивать навыки правильного, точного словоупотребления.
Видеовыдержки из словаря – это точные выдержки словарной статьи, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. В них раскрывается лексическое значение слова, дается анимированное изображение объекта, о котором идет речь. Изображение объекта может быть строго реалистическим и с элементами условности. Красочное оформление таких выдержек способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического образа.
Видеовыдержки из произведений художественной литературы – это цитаты, взятые из какого-нибудь текста, выводимые, как правило, на экран компьютера или через мультимедийный проектор.
Видеовыдержки из произведений художественной литературы позволяют проводить исследовательскую работу по анализу текста, его маркировке, установление содержательно-логической связи в тексте и т.д.
Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются учащимися для более тщательного разбора смысла текстового материала. Учитель-логопед может предложить учащимся посмотреть видеофрагменты из мультфильмов. После просмотра мультфильма четвероклассникам предлагается передать его содержание, составив из опорных слов пять предложений, связанных между собой по смыслу, и записать их или же после просмотра отрывка из мультфильма, в котором не звучит музыка, подобрать из нескольких музыкальных фрагментов именно тот, который больше всего соответствует содержанию мультфильма. Подобного рода задания позволяют развивать связную речь младших школьников с нарушенным речевым развитием.
Видеоигры – это вид учебной деятельности, позволяющий учащимся в увлекательной форме с помощью компьютера получать, расширять, закреплять и проверять знания. Это могут быть игры по созданию иллюстраций к художественным произведениям, лучшая компьютерная реклама, лучшая мультимедийная презентация.
Видеотаблицы – это печатный видеоматериал, выводимый учителем-логопедом или учениками непосредственно на экран компьютера, сгруппированный в виде нескольких столбцов. Таблицы помогают выявить специфику каждого текста и осознать сущность понятий, позволяет проводить работу по сопоставлению, противопоставлению.
Предложенная нами работа была включена в систему традиционных логопедических занятий на логопункте в школе в качестве одного из заданий.
Результаты работы показали эффективность, предложенной нами системы.
Итоговая оценка результатов у детей младшего школьного возраста с ОНР показала прирост успешности в обучении учащихся.
Видеопросмотры на логопедических занятиях важны для повышения общей культуры младших школьников с нарушенным речевым развитием, создания правильного высказывания, понимания смысла текстов, формированию визуальной культуры, увеличивается эффективность и результативность практической работы. Они дают материал для дискуссий, различного рода сообщений, творческих работ, активизируют их творчество и повышают мотивацию учащихся.
Мы считаем, что данная работа должна быть продолжена в связи с преимуществом обучения младших школьников с нарушениями речи на основе мультимедийных технологий.

Список литературы
1. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В. Рубцов и др./ Информатика и образование. – 1989. – ИЗ. – с.3-16
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — Москва — Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
3. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.