Конспект подгруппового занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в старшей группе


Автор публикации Лукашина Наталья Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ детского сада комбинированного вида № 4
Краснодарского края г. Горячий Ключ

Цели:
- уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;
- упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно — ласкательной форме;
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;
- развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

Материал и оборудование: деревянный сундучок; кокошник для Варварушки – Загадушки; корзина; муляжи овощей и фруктов (яблоко, картофель, лук, помидор, груша, баклажан, лимон); натуральные овощи и фрукты (яблоко, лимон, капуста, морковь); две маленьких корзины; демонстрационная картинка-корзинка; картинки с изображениями фруктов и овощей (редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста); кусочки ворсистых ниток и фланелеграф; демонстрационные картинки – схемы для составления описательного рассказа; демонстрационная картина, на которой изображена пирамидка и язычки-символы для определения степени сложности и интересности заданий; мольберт; магнитная доска; указка.

Методы и приёмы обучения: игровой (игровые действия, упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, физминутка). Словесный (обобщающая беседа, словесные упражнения, вопросы, указание, пояснение, рассказывание самими детьми, индивидуальные и хоровые повторения, художественные тексты, образец правильной грамматической формы, педагогическая оценка). Наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Психогимнастика.
Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
Давайте и мы выразим им мимикой, жестами и словами наше гостеприимство. (Дети выражают свое гостеприимство). Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что мы очень рады их видеть.

2. Организационный момент.
Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Вы ребята помогите
Сундучок наш отворите.
(Дети открывают сундучок. Логопед достает кокошник).
- Ребята, вы догадались, кто нас сегодня приглашает в гости? (Варварушка-Загадушка).
- Вы готовы отправиться к Варварушке-Загадушке? (Дети садятся на стульчики за столы и показывают знак готовности).
Сядьте поудобней, закройте глаза, произнесите волшебные слова:
Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружись
Варварушка-Загадушка появись!
(Дети произносят волшебные слова, а логопед одевает кокошник).
Здравствуйте, а вот и я!
Приветствую вас люд честной, да народ озорной!
А кто мне скажет из вас друзья,
Почему Варварушкой-Загадушкой зовут меня? (Ответы детей).
Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем и загадки отгадаем!
Но вначале вспомним правила игры:
- Загадку надо дослушать до конца.
- Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руку.
- Подсказывать друг другу не разрешается.
Слушайте первую загадку:
- Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
- Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней …
(Помидора)
- Для Володи и Катюши
Соберем в корзину …
(Груши)
- Собираем мы в лукошко
Очень вкусную …
(Картошку)
- И красавец-великан
Темно-синий …
(Баклажан)
- В шкуре желтой,
Кислый он,
Называется …
(Лимон)
- Прежде чем мы его съели,
Мы наплакаться успели.
(Лук)
(Дети называют отгадку, а Варварушка-Загадушка из корзины достает муляжи овощей, фруктов и выкладывает их на стол).
- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Овощи и фрукты.)

3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах.

4. Классификация овощей и фруктов.
- (Имя ребенка) выбери овощи, а ты (имя ребенка) фрукты. (Дети самостоятельно отбирают овощи и фрукты).

5. Уточнение обобщающего понятия овощи.
- Как можно назвать эту группу предметов? (Овощи.)
- (Имя ребенка) назови овощи, которые собрала (имя ребенка). (Ребенок поочередно называет овощи: картофель, морковь, помидор, лук, баклажан).
- Где выращивают овощи? (Овощи выращивают на грядках в огороде).

6. Образование относительных прилагательных.
Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что – нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель, — это картофельное поле.
- Как называется поле, на котором растет капуста? Капустное. (Морковь – морковное, свекла – свекольное, кабачок – кабачковое, горох – гороховое, баклажан – баклажанное).

7. Составление предложений с предлогами “над”, “под”, “с”, “из”.
Игра “Мой огород”. Сейчас я, приглашаю вас в огород.
Есть у меня огород
Каждый год на нем растет:
Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста). Вы ребята – молодцы!
Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация.
Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков).

8. Физминутка.
Я приглашаю вас помочь мне вскопать огород:
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)

9. Уточнение обобщающего понятия фрукты.
- Как эти предметы можно назвать одним слово? (Фрукты).
- (Имя ребенка) назови фрукты, которые здесь лежат.

10. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игра “Назови ласково”. (Имя ребенка) назови эти фрукты ласково.

11. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Игра “Один – много”.
- (Имя ребенка), один лимон, а много — (лимонов);
- (Имя ребенка), одно яблоко, а много (яблок);
- (Имя ребенка), одна груша, а много (груш);
- (Имя ребенка), один фрукт, а много (фруктов).

12. Образование относительных прилагательных.
Игра “На каком дереве что растет?”
- Где выращивают фрукты? (В саду).
- На чем вырастают фрукты? (На деревьях).
Дерево, на котором выросли фрукты, — это фруктовое дерево.
- Как называется дерево, на котором выросли лимоны, (мандарины, абрикосы, яблоки)?

13. Ниткография “Назови части и выложи их”.
Вспомните, из каких частей состоит яблоня, и выложите эти части из ниток. (Дети называют части дерева: ствол, ветки, листья, кора, корни, на ветках почки, цветы, плоды. С помощью ниток выкладывают изображения дерева).
- Зачем дереву корень? (Корень всасывает питательные вещества и воду, которые потом передвигаются в стебли и листья. Дерево получает питание).
- Весной появляются почки, бутоны из них распускаются листья и прекрасные белорозовые цветы. Летом пригреет солнышко, польет дождик, и из цветов появятся маленькие яблочки. Осенью они поспеют.

14. Составление описательного рассказа об овощах и фруктах по опорной схеме.
Игра “Угадай–ка”.
В рот я всем вам положу
Маленький кусочек.
Вы названье промолчите
Все что съели, опишите.
Пусть другие отгадают
Что вы съели детвора?
- Закройте глаза, откройте рот и определите по вкусу, что вы съели. (Дети закрывают глаза и открывают рот, Варварушка–Загадушка берет с подноса кусочек овоща или фрукта и кладет каждому в рот. Ребенок по вкусу определяет, что это было. Затем составляет описательный рассказ по опорной схеме так, чтобы остальные дети догадались, какой овощ или фрукт он съел).
- Кто готов рассказать про свой кусочек?
- Опиши свой кусочек по схеме так, чтобы другие догадались, что ты съел.
(Если дети затрудняются назвать характерные признаки плодов, Варварушка–Загадушка помогает, дополняет описание. Какой он по цвету, форме, вкусу, где растет и т.д.).

 

Яблоко

Лимон

Капуста

Морковь

Цвет:

желтое, красное, зеленое

желтый

зеленая

оранжевая

Форма:

Круглое

овальный

круглая

длинная

Твердый или мягкий:

Твердое

твердый, а внутри мягкий

твердая

твердая

Вкус:

сладкое, сочное, хрустящее

кислый, душистый, сочный, полезный

хрустящая, не сладкая и не кислая, немножко горьковатая

сладкая, сочная, хрустящая

Где растет:

растет в саду

растет на дереве

на грядке в огороде

на грядке в огороде

Что можно приготовить;

можно сделать компот, варенье, сок и т.д.

кладут в чай

борщ, салат, начинку для пирога и т.д.

борщ, салат, сок

и т.д.

- Где можно купить овощи и фрукты? (На рынке, в магазине).
- Для чего детям полезно есть овощи и фрукты? (Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми).

15. Итог занятия.
Сегодня мы говорили о фруктах и овощах.
16. Оценка работы детей.
Спасибо, (имена детей), вы прекрасно справились со всеми моими загадками. Мне было с вами очень интересно. А вам? (Ответы детей). Возьмите символы – язычки и определите, какое задание для вас было самым интересным, а какое самым трудным. (Ответы детей.) До свидания!

Литература использованная для написания конспекта.
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000.
2. Вахрушев А.А. и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. – М., 2000.
3. Володина В.С. Говорим правильно. Альбом по развитию речи. – М., 2004.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1997.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, 1999.
6. Зуева Л.Н. и др. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. – М., 2003.
7. Кирьянова Р.А. Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе.- СПб., 2002.
8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб., 1999.
9. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2000.
11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М., 1999.
13. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции ОНР в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 2002.
14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. — М., 1994.
15. Ушакова О.С. и др. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 1996.