Конспект занятия по формированию связной речи


Автор публикации Семенищенко Светлана Борисовна
учитель-логопед 1-й категории
МБДОУ Д/С «Журавлик»
г. Волгодонск, Ростовской обл.

По теме: «Дикие животные зимой»
(подготовительная группа)

Цель:

  1. Закрепить умение пользоваться простым распространённым предложением – деформированная фраза.
  2. Обогащение лексики признаками, действиями(белка).
  3. Развитие диалогической речи – обучение умению отвечать на вопросы по содержанию прочитанного рассказа.
  4. Закрепление понимания и употребление предлогов (в, на, под, за, перед, между).
  5. Уточнение представлений о диких животных, установление взаимосвязей между средой обитания, способом передвижения, описания внешнего вида (размер, строение, окрас).
  6. Обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке, используя схемы – описания животных.
  7. Развитие мелкой моторики и координации движения с речью.
  8. Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, понимание речи.

Предварительная работа.

Чтение рассказов И. Соколова–Микитова «Белки»,
М. Пришвина «Беличья память»,
Л.Н.Толстого «Белка и волк»,
Т.А.Шорыгина «Белка», «Белка парашютистка»,«Белка на балконе».
Отгадывание загадок о диких животных и чтение стихов о белке.

Оборудование.
Предметные картинки: белка в летней шубке, белка в зимней шубке; медведь, белка, заяц, лиса, олень, лось, волк, ёж, куница.
Фланелеграф (сосна, белка, заяц, шишка).
Схемы-описания животных.
Разрезная картинка (теневая белка).

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Заходят дети, становятся полукругом и здороваются с гостями.

II. Вводная часть.
Игра «Телефон» — изображая животного (услышанного), дети поочерёдно садятся на подушки.
Логопед – «Телефон» у нас не испортился. Все всё правильно услышали. Молодцы.

III. Основная часть.

1. Игра «Подскажи словечко». – договариваем в рифму.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – КРАСА!
А зовут её … ЛИСА.

Сладкий мох искал весь день
И жевал его.… ОЛЕНЬ

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не ВОЗЬМЁШЬ,
А зовётся это …ЁЖ.

Хозяин лесной
Просыпается весной
И давай РЕВЕТЬ,
А зовут его… МЕДВЕДЬ.

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка.
Щёлкает орешки МЕЛКО
Ну, конечно, это… БЕЛКА.

По полям и лесам рыщет,
Телят и ягнят ищет
Зубами ЩЁЛК,
Ну, конечно, это… ВОЛК.

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком.
Беленький ТРУСИШКА,
И зовут его …ЗАЙЧИШКА.

2. Беседа о диких животных зимой (п/к диких животных на панно).

- Кто это?
- Это дикие животные.
- Почему мы их называем дикими животными?
Потому, что они живут в лесу и сами себе добывают пищу.
Какое сейчас время года?
Сейчас время года – зима.
- Как вы думаете, как живётся зверям в зимнем лесу?
- Зверям живётся ( не легко, трудно, холодно, корм засыпал снег и т.д.).
- А кто где живёт?
- Медведь — в берлоге, лиса – в норе, заяц – под кустом (в ямке), волк – в логове (большой норе) и т.д.

3. Пальчиковая гимнастика.
Есть у каждого свой дом.
У лисы в лесу глухом                         Дети загибают пальцы на обеих
Есть нора – надёжный дом.                         руках по одному пальцу на
Не страшны зимой метели                         каждое животное.
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,                         Удары ладонями и кулачками
Всем тепло уютно в нём.                         поочерёдно.

4. Работа с предложениями.

а). Игра «Живые слова»
- Дети, кто хочет быть словом? (распределяются слова)
1               2               3               4
Лось       стоит       под       деревом.
- Про кого сказали дети? (Про лося).
- Что они сказали про лося? (Что он стоит).
- Где стоит лось? (Под деревом).
- Какое первое слово? (Лось).
- Какое второе слово? (Стоит).
- Какое третье слово? (Под).
- Какое четвёртое слово? (Деревом).
- Сколько слов в предложении? (В предложении четыре слова).
- Как пишутся слова в предложении? (В предложении слова пишутся отдельно).
- С какой буквы начинается предложение? ( Предложение начинается с большой буквы).
- Что ставится в конце предложения? ( В конце предложения ставится точка).
- Дети, что называется предложением?
Определение. Предложение – это фраза, которая состоит из нескольких слов связанных между собой по смыслу и выражает какую-то мысль.
- Правильно.

б). Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы.
- Дети, у меня здесь все слова перепутались. Давайте исправим ошибку.
Куст под спать заяц трус. Трусливый заяц спит под кустом.
Берлога в зима спать медведь. Медведь спит зимой в берлоге.
Сосна высокая на жить белка. Белка живёт на высокой сосне.
Поле по рыскать волк голод. Голодный волк рыщет по полю.
- Умнички, правильно справились с заданием.
Наша речь состоит из предложений, которые объединяются между собой в беседу, рассказ, текст, стихотворение и т.д.

5. Заучивание маленького рассказа с демонстрацией и опорой на схемы предложений.

- А сейчас мы с вами выучим короткий рассказ о белке и зайчике, и помогут нам в этом картинки и схемы предложений (работа с фланелеграфом).
Белка и зайчик.
Под сосной зайчик сидит. (Сосна, зайчик).
Сверху на него белка глядит. (Белка).
Белка зайке сосновую шишку бросает. (Шишка).
- Я шишки не ем – ей зайчик отвечает.

а).  Дети ставят вопросы к тексту, а один ребёнок отвечает.
- Где сидит зайчик? – Зайчик сидит под сосной.
- А где сидит белочка? – Белочка сидит на сосне.
- Кто сидит наверху? – Наверху сидит белочка.
- Кто сидит внизу? – Внизу сидит зайчик.
- Что бросила белочка зайчику? – Белочка бросила зайчику сосновую шишку.
- А что сказал зайчик? – Я шишки не ем.

б). Повторное чтение рассказа логопедом – дети договаривают предложения.
- Кто расскажет рассказ, опираясь на схему этого рассказа? Даётся схема рассказа. (Один ребёнок рассказывает рассказ, опираясь на схему рассказа, а второй ребёнок без схемы).
IV. Физкультминутка.

 Лисичка рыжая шагает,                         Дети мягко шагают на носочках.
Хвостом дорогу заметает.
По снегу петляет зайка,                         Прыгают на двух ногах вправо-влево.
Вправо — скок и влево – скок.
Убежит он со всех ног.
По сугробам мчится волк,                         Бегут широким шагом.
Серый волк зубами щёлк.
Вперевалку ходит мишка,                         Шагают на внутреннем своде стопы.
Косолапый наш топтыжка.
Белка скачет, белка скачет,                         Скачут.
Словно серый мягкий мячик.
- Прогулялись, отдохнули. «Делу время, а потехе час».
- Возьмите карточки, по ним найдите следующее задание.

V. Составление разрезной картинки (теневой).

1. Детям раздаются карточки – символы, по которым дети находят части разрезной картинки (в, на, под, за, между); кубы зелёного и красного цвета.
2. Составление картинки, угадывание зверька.
- Дети, пожалуйста, присядьте за столы.

VI. Описание белки с опорой на картины (летняя и зимняя белка) и схему описания животных.

1. Загадывание загадок и рассказывание стихов о белке.
2. Беседа по картинам, где изображена летняя и зимняя белочка.

– Где живёт белка? – Белка живёт в лесу, а может жить в парке.
- Чем питается белка? – Белка питается орехами, грибами, ягодами, кореньями и т.д.
- Где белка устраивает свой «домик»? – Белка устраивает своё гнёздышко в дупле.
- Как белка заготавливает корм на зиму? – Белка сушит грибы и развешивает их по деревьям. Устраивает кладовую в дупле и т.д.
- Кто детёныши у белки? – Бельчата.
- Кто враги у белки? – Соболи, куницы, охотники.
- Описание внешнего вида белки (по картине): размер, строение, окрас.
- Расскажите о повадках белки.

3. Подбор признаков и действий к белке по представлениям детей из прочитанных рассказов Л.Н.Толстого, М.Пришвина и И.С.Микитова и зрительному восприятию белки в летней и зимней шубке на картинах.

Белка.

Какая?                         Что делает?
Маленькая                         скачет
Красивая                         прыгает
Рыжая                         бегает по стволу вверх, вниз
Серая                         заботится о своих бельчатах
Шустрая                         заготавливает корм на зиму
Ловкая                         собирает грибы, ягоды, орехи
Трудолюбивая                         развешивает на ветках грибы, ягоды
Добрая                         грызёт орехи
Весёлая                         заботливо готовит свой дом зимой
Заботливая                         хорошо плавает

4. Составление рассказа о белке по схеме описания животных – по цепочке.
5. Рассказ одного ребёнка о белке с опорой на схему описания животных.
6. Составление рассказа вторым ребёнком «Если я был (а) белочкой…» (индивидуальная предварительная работа).

VII. Итог.

1. Дети, как вы уже говорили, что диким животным зимой живётся холодно и голодно. Давайте сделаем сюрприз нашим животным. Я знаю, что вы подготовились к этому моменту.

- Что вы сделали для животных? – Лакомства и еду.
- А как им доставить в лес эти лакомства и еду? – (Подсказка).
- Какой праздник приближается? – Приближается Новый год.
- А вот я принесла ёлочку, нарядим её для зверей? (Дети достают припасы и наряжают ёлку).
- Я припас для белки грибы, ягоды, орехи, шишки.
- Я припас для медведя бочонок мёду.
- Я припас для ежа яблоко.
- я припас для лося и оленя вязанку душистого сена.
- Я припас для зайчика морковку.
- Я припас для лисы рыбку.
- Я припас для волка сосиски.

2. Звучит музыка, появляется белочка, у неё сундучок, а в нём конверт, а в конверте пригласительные (пустые).

– Дети, белочка просит, чтобы вы написали пригласительные для зверюшек на нашу новогоднюю ёлку. (Задание для детей: оформить в группе пригласительные для зверюшек).
– Дети, а здесь ещё что-то есть (подарки для детей от белочки – конфеты «Белочка».)
– Дети, а это чьи конфеты? – Беличьи.
– Почему? – Потому, что они с орехами. (Дети прощаются с гостями и уходят).