Психологический комфорт ребёнка на коррекционных занятиях в условиях ПКПП


Автор публикации Кукса Виктория Николаевна
учитель-логопед высшей категории
г.Гомель, Республика Беларусь

Выступление на педсовете учителя–дефектолога

На ПКПП поступает большое количество детей с недоразвитием речи. Такие школьники испытывают трудности в овладении письменной речью, даже при исправлении устной.
Работа учителя–дефектолога на ПКПП носит вспомогательный характер, поэтому расписание моей работы составляется таким образом, чтобы не нарушать ход учебного процесса (занятия проводятся во второй половине дня, после основных уроков).
Это малопродуктивное время. Дети приходят усталые, с грузом как положительных, так и отрицательных эмоций. К тому же срабатывает стереотип: после уроков – значит наказание. Дети не осознают важности занятий, перестают верить в свои силы, в возможность улучшить результаты и начинают безразлично относиться к занятиям.
Поэтому, чтобы привить у учащихся живой интерес к занятиям, заинтересовать в результате, я стараюсь по-разному организовывать занятия, используя яркую наглядность, игровые технологии, логопедические сказки, компьютерные программы.
Коррекционные занятия начинаются с выявления эмоционального состояния детей. Для решения этой задачи можно использовать приём цветограммы: прошу детей показать определённым цветом своё настроение в данный момент. Например, если вам грустно, поднимите кружок синего цвета, если весело – жёлтого и т.д.
Далее необходимо создать у учащихся положительный эмоциональный настрой. Реализовать данную задачу можно разными способами. Например, подарить детям улыбку, радостно их поприветствовать, попросить улыбнуться детей и сказать друг другу комплименты. Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.
При изучении какой-либо буквы составляем «Азбуку хороших слов»: предлагаю детям вспомнить добрые (хорошие) слова на определённую букву.
На каждом занятии большое значение придаю игровым моментам. При изучении букв, для активизации мышления, предлагаю детям назвать предметы, на которые похожа буква. Затем дети дорисовывают букву так, чтобы она была похожа на какой-либо предмет. Например, буква А похожа на ракету, крышу дома, шалаш и т.д.
Для развития зрительного восприятия, предлагаю детям раскрасить цветными карандашами лишь те фрагменты, на которых изображена буква и только потом опознать предмет. Не всегда при первом предъявлении «Путаницы» удаётся назвать предмет.
Очень активизирует детей игра в разведчиков, где нужно прочесть зашифрованную запись или среди сплошного набора букв отыскать как можно больше слов.
Для активизации речевой деятельности использую различные дидактические игры. Например, «Четвёртый лишний». Дети мыслят, рассуждают, поясняя и доказывая принцип исключения. В то же время идёт активная речевая работа. Данную игру предлагаю детям в иллюстрированном виде, в речевом без наглядного сопровождения, в стихотворной форме.
Например,

Дочки помогали маме:
Мыли, вытирали сами
Все тарелки, чашки, ложки,
И ещё грязнулю кошку.
Очень девочки хотели,
Чтоб на кухне всё блестело,
Так старались, так спешили-
Что-то лишнее помыли.

Для предупреждения гиподинамии на занятии использую несколько физкультурных пауз (для глаз, для пальчиков, двигательную), например, шнуровки. Они не только развивают мелкую моторику рук, но и способствуют развитию речи, воображения, активизации и пополнению словарного запаса.
В своей педагогической практике я применяю компьютерные программы. В частности программу «Учись говорить правильно». Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к занятию, способствует активизации учебного процесса. В данной программе учащиеся учатся различать звуки в словах, закрепляют знания о частях речи, учатся составлять рассказы. За каждый правильный ответ они получают похвалу от компьютера. Например, «умница», «молодец», «замечательно». Если ребёнок ошибся, то ему говорят «попробуй ещё раз». Детям очень нравится, когда их хвалит не только учитель, но и компьютер.
В конце занятия провожу рефлексию. Для формирования познавательного интереса, стимуляции познавательной активности учащихся предлагаю детям сказать, о чём бы они хотели узнать ещё, чему научиться. После этого дети подходят к стенду, на котором изображены грустный клоун и весёлый слоник и ставят фишки под этими героями в соответствии со своим настроением.