Автоматизация звука [Л] в словах


Автор публикации Заозерова Кристина Сергеевна
учитель-логопед
МАДОУ Центр развития ребенка — «Детский сад №8 «Лесная сказка»
г. Северодвинск, Архангельская обл.

Презентация «Снежное занятие» в формате «ppsx»

Задачи:

I Коррекционно-образовательные:

  • Продолжать автоматизировать произношение звука [л] в слоговых цепочках и словах (в позиции: начало, конец, середина);
  • Упражнять в различении правильного и дефектного произношения слов со звуком [л];
  • Упражнять в дифференциации слов: звук [л];
  • Активизировать знания детей о зиме, зимних развлечениях (катание на салазках, на коньках т.д.), обогащать глагольный словарь детей (катался, скользил, т.д.).

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику (гимнастический комплекс);
  • Развивать силу диафрагмального выдоха (упражнение «Подуем на снежинку»);
  • Развивать умение объединять предметы по заданному признаку (зимний инвентарь);

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать стремление к правильной речи;
  • Воспитывать умение работать в коллективе (слышать друг друга, взаимодействовать с малознакомыми сверстниками).

Интеграция с образовательными областями: «Познание», «Социализация»

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные зеркала (по количеству детей), снежинка для поддувания (по количеству детей), бусы для Зимы (по количеству детей), сигнальные флажки.

Речевой материал: слоговые цепочки, слова со звуком [л];

Структура:

I. Вводная часть.
Беседа о временах года и месяцах, сообщение темы.

II. Основная часть:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнение на формирование силы диафрагмального выдоха (упражнение «Подуем на снежинку»);
- упражнение для автоматизации звука в слогах (упражнение «Снежный ком»);
- игра на дифференциацию правильного произношения «В магазине»;
- выбор предметов для зимней игры;
- физкультминутка;
- упражнение «Кто что делал на прогулке?»
-игра «Бусы для Зимы»;

III. Заключительная часть.
Сюрприз от Зимы. Подведение итога занятия.

Ход занятия:
I. Ребята, здравствуйте (дети здороваются). Скажите, какое сейчас время года? (Осень) А какое время года будет потом? (Зима) Вспомните какой сейчас месяц? (Ноябрь) А какой месяц наступит после ноября? (Декабрь). Правильно! Скоро наступит зима! Давайте сегодня немного подготовимся к ней. Я вас приглашаю на снежное занятие. Присаживайтесь на стулья, возьмите зеркала.

II. Чем ближе зима, тем холоднее становится! Замерзает и язычок. Давайте его согреем — сделаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика:

  • упр. «Улыбка» под счет до 3;
  • упр. «Трубочка» под счет до 3;
  • упр. «Улыбка-трубочка» под счет;
  • упр. «Блинчик» (3 раза);
  • упр. «Качели» (под счет до 10);
  • упр. «Маляр» (под счет до 5);
  • упр. «Парус» (под счет до 5);

Игровое упражнение для  развития речевого дыхания:
Зимой часто идет пушистый легкий снег (показ анимационного изображения на слайде). Давайте поиграем со снежинкой (дети сдувают снежинку).
Ой! Сколько снега намело. Давайте поиграем в снежки. Кому я брошу снежный ком, повторяет за мной песенки:

ла-лы-лэ
ал-ил-ул
эл-ол-ал
ила-эла-улы
плы-пло-пла
кла-клэ-кло

Ребята, скажите, а в какие игры вы будете играть на улице зимой? (играть в снежки, кататься с гор, т.д.). Молодцы! Давайте подготовим необходимые игрушки и предметы. Отправимся в магазин. (показ слайда «Магазин» с изображением спортивного инвентаря).
Возьмите снежинки. Я буду называть предметы, если говорю правильно звук [л] — вы поднимаете зеленый сигнал, если нет — красный.
Это ижы?(красный сигнал) Это выжи!(красный сигнал) Это лыжи!(зеленый сигнал)
Это ясты?(красный сигнал) Это уасты?(красный сигнал) Это васты! (красный сигнал) Это ласты!(зеленый сигнал)
Это салазки? (зеленый сигнал) Молодцы!
А теперь вы называйте остальные предметы (дети по очереди перечисляют предметы): коньки, метла, лопата, велосипед.
Давайте же выберем предметы для зимней игры. Берем только предметы, в названии которых есть звук [л] (Дети по очереди выбирают себе по предмету). Тимофей, что ты берешь? (метлу) Как с ней можно играть? (метла нужна для снеговика) А почему вы не взяли коньки? (в этом слове нет звука [л])
Давайте же погуляем на зимнем дворе. Вставайте у стульчиков.

Здравствуй Зимушка-зима!
Что в подарок принесла?
Белый снег пушистый,
Иней серебристый
Лыжи и салазки,
И игру в снежки
И горят, как в сказке
На ёлке огоньки.

Как здорово на зимней прогулке. А давайте расскажем, что делали другие ребята во дворе. Я начну, вы продолжайте (слайд с изображением зимних действий).
Мила на лыжах, что делала? (каталась)
Ваня на лыжах, что делал? (ходил)
Луша снежный ком, что сделала? (скатала)
Петя снеговика, что сделал? (слепил)
Маша ведро снеговику, что сделала? (надела)
Мила на коньках, что делала? (каталась)
Миша по льду коньками, что делал? (скользил)
Паша на лед, что сделал? (упал)
Луша шнурки на коньках, что сделала? (завязала)
Сколько же радостей готовит нам Зима (слайд с изображением Зимы). Давайте и мы с вами ее порадуем. Приготовим снежные бусы. Подходите к столам. В бусах должны быть картинки только со звуком [л], остальные бусины оставьте на подносе (дети выполняют задание).
Наборы бусин: лопата, метла, белка, стол, свеча, кукла; ива, лодка, булавка, акула, блокнот, стул; пила, вилка, луна, виноград, ложка, яблоко; ласточка, клубника, иголка, платье, вата, лом.
А теперь проходите с бусами на свои места. Даша, выходи, расскажи какие картинки на твоих бусах. (ребенок называет). Таким образом проходит проверка выполнения задания у всех детей.
Ах, какие вы мастера! За ваше старание Зимушка и вам наморозила сюрприз — искрящиеся снежинки. И совсем не холодит вас. Ведь вы теперь с зимой дружны!

III. Вам понравилось на снежном занятии? А что вам запомнилось больше всего? Что было сложным? До свидания!