Конспект логопедического занятия «Дифференциация предлогов и приставок»


Автор публикации Елена Анатольевна Степанова
учитель-логопед первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №23 имени А.С. Пушкина, г. Архангельск

Приложение в формате «ppt»

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Образовательные:

1. Закрепить отличительные признаки приставок и предлогов;
2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова и предлог из предложения;
3. Формировать навыки правильного написания предлогов и приставок;
4. Закрепить навыки работы с деформированным текстом;

  • Развивающие:

1. Развивать навыки согласования слов в предложении через игру «Составь предложение»;
2. Обогащать словарный запас;

  • Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки самоконтроля на основе сравнения с образцом;
2. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: ПК, экран, проектор, раздаточный материал.

Тип занятия: занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков.

Форма организации занятия: Групповое логопедическое занятие.

Ход занятия.

I. Оргмомент.
Приветствие.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Улыбкой поприветствуйте их. И улыбнитесь друг другу, желая успехов на занятии.
- Посмотрите на экран, прочитайте слова и назовите предлоги.
через лес – предлог через,
с братом – предлог с,
поливает – в этом слове нет предлога, а что в нем есть? (приставка). Назовите ее. (ПО)
у школы – предлог у,
перелетел – приставка пере,
подплыл – приставка под.

II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Что мы с вами сейчас выделяли в словах? (Предлоги и приставки).
- Давайте определим  тему нашего сегодняшнего занятия? (Предлоги и приставки).
- Давайте поставим цель нашего занятия (научиться различать предлоги и приставки).
- Для чего нам это необходимо? (чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги).

2. Повторение ранее полученных знаний.
- Что такое предлог? (это слово).
- Для чего нужен предлог? (для связи слов в предложении).
- Как пишется предлог с другими словами? (раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово – признак или вопрос).
- Что такое приставка? (приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
- Как пишется приставка со словами? (слитно).

3. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки (устно с доски).
- Прочитайте слова и определите, где слова с предлогами, а где с приставками.
- Как это можно сделать? (между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя).
- Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).
- Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог? (за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно).
- Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово. (ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно) и т.д.
- Назовите из этого упражнения все слова с приставками (забежать, свернула, нарезать, влетел).
- Назовите слова с предлогами (за горой, с крыши, на конверте, в дом).
- Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?
(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом.

4. Электронная физминутка.

5. Работа со словосочетанием (работа на карточках).
- Откройте тетради и запишите число.
- Прочитайте словосочетания, раскройте скобки и запишите правильно словосочетания с приставками и предлогами.
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
(до)ехал (до)деревни
(под)полз (под)машину
(на)рисовал (на)доске
(в)летел (в)окно
(у)знал (у)друга.
- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы друг друга со слайдом. У кого нет ни одной ошибки?
- Как записали приставки со словами? (слитно).
- Как записали предлоги со словами? (раздельно).
- Как вы определяли, где приставка, а где предлог? (между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя).

6. Игра «Составь предложение» (работа в парах).
- Сейчас мы поиграем в игру «Составь предложение».
- На карточках (в конвертах) написаны предложения. Каждой парте я выдам конверт, в котором лежат карточки со словами. Из этих слов вам необходимо составить предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Ребята, побежали, купаться, в, реке.
Тропинка, нас, привела, к, дому, лесника.
Галка, с, крыши, слетела, сарая.
Кошка, из, комнаты, выскочила.
Мышка, из, норки, вылезла.
Бабушка, из, Киева, приехала.
- А теперь каждая парта прочитает свое предложение. Назовите слова с предлогами и приставками.

7. Физминутка «Повторяйте».
(Читайте стишок и выполняйте то, что в нём говорится)
Все за мной вы повторяйте:
Дружно руки поднимайте.
Мы попрыгаем на месте,
И потянемся все вместе.
Мы покружимся немножко,
А теперь потопай ножкой.

8. Работа с деформированным текстом (работа в группах).
- Каждой группе предлагается текст. Предложения в этих тестах перепутались, и вы должны восстановить их последовательность, озаглавить этот текст, записать и выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы. (На)дворе была гора.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети. (На)ветках игрушки. (В)зале стоит душистая ёлка.
- Первая группа читает свой рассказ. Назовите все слова с предлогами.
- Затем вторая группа читает свой рассказ. Назовите все слова с предлогами.

9. Работа на карточках.
- Прочитайте текст, спишите его, раскрывая скобки. В скобках записаны предлоги и приставки. Вам нужно определить, где будут предлоги, а где приставки. Выделите приставки и подчеркните предлоги.
На стройке.
Нашему классу (об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, как идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

III. Подведение итогов.
- Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
- Как предлоги пишется со словом? Приставка?

IV. Рефлексия.
- Что я узнал на этом занятии?
- Чему я научился на занятии?
- Что мне было интересно?
- Что мне было трудно?
- Что я теперь умею?
- Все молодцы! Но особенно хорошо сегодня работали…. За работу я вам даю жетон с надписью «Молодец!».