Игровой тренажер «ДЕРЕВЯННЫЕ ЛИНЕЙКИ»


Автор публикации Наталья Юрьевна Афонина
учитель-дефектолог второй квалификационной категории
МБДОУ №57 — детского сада компенсирующего вида г.Тулы

Игровые тренажеры – это серия дидактических игр, позволяющая совершенствовать мелкую моторику, речь и мыслительные функции малыша. Предназначена для детей 5-7 лет, но отдельные элементы могут использоваться и в более раннем возрасте.

«ДЕРЕВЯННЫЕ ЛИНЕЙКИ».
Применяются для формирования захвата «щепотью» или двумя – указательным и большим – пальцами (игры по типу «Заполни ячейки» или «Сортёр»: все синие, все белые и т.п.), но максимально полезны на этапе, когда крупная шнуровка уже освоена.

Деревянные линейки

Описание:
Материал – дерево. Два прямоугольных полотна, в центре которых на одинаковом расстоянии расположены по 10 круглых несквозных отверстий; набор шаров, различного цвета и диаметра.

Способ игры:

«Чехарда» (одной рукой).
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование скорости и точности захвата, формирование пространственных представлений.
Используются два шара. Размер зависит от степени подготовленности руки ребенка. Учтите, что чем крупнее объект, тем проще его захватить.
Линейка располагается на столе, ковре или держится ребенком одной рукой. Шары вкладываются в первое и второе отверстие.
С помощью одной руки (щепотью или указательным и большим пальцами) попробуйте продвигать шары, начиная с крайнего, то есть находящегося ближе к краю.
«Смотри, шарики словно прыгают друг через друга. Ой, тропинка кончилась… Давай обратно!».

Игра чехарда

Игра чехарда

Целесообразно менять руки после каждого прохода «вперед» и «обратно». Это будет способствовать развитию межполушарного взаимодействия.

Игра чехарда

«Кто быстрее?» (одной рукой).
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование скорости и точности захвата, формирование пространственных представлений.
Та же игра, но участвуют двое: ребенок-взрослый или ребенок-ребенок. У каждого своя линейка. Не забудьте сделать акцент на том, какой рукой нужно переставлять шарики: правой или левой.

«Чехарда» (двумя руками).
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование скорости и точности захвата, формирование пространственных представлений.
Линейки лежат на столе вертикально. Шары – в первом и втором отверстии каждой.
Двумя руками одновременно попробуйте продвигать шары, начиная с крайнего, то есть находящегося ближе к краю.
По аналогии с игрой одной рукой, шары продвигаются вверх (вперед, от себя) и вниз (назад, к себе).

Игра чехарда двумя руками

«Крест-на-крест?» (одной рукой).
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование скорости и точности захвата, формирование пространственных представлений.
Положите линейки на стол так, чтобы их начала находились на одной вертикали. В первом отверстии каждой линейки – по шару.
Попробуйте продвигать шары крест-на-крест: вперед и обратно.

Игра крест-на-крест

«Крест-на-крест?» (двумя руками).
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование скорости и точности захвата, формирование пространственных представлений.
Линейки лежат на столе вертикально. Шары – в первом отверстии каждой.
Двумя руками одновременно попробуйте продвигать шары, соблюдая принцип «крест-на-крест»; шары продвигаются вверх (вперед, от себя) и вниз (назад, к себе).

Игра крест-на-крест двумя руками

Для ребенка будет лучше использовать под счет слово «поменялись»: раз-поменялись, два-поменялись…

«Ритм».
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование точности захвата; развитие мышления: умения осознавать и воссоздавать закономерность; внимания.
Для игры используются линейки и шарики различного цвета и размера.

Игра ритм

Взрослый задает ритм, то есть некую повторяющуюся последовательность.
Простой ритм состоит из двух элементов. Например: «большой-маленький» или «красный-синий».
Для его воссоздания достаточно одной линейки. Вторая заполняется взрослым и может быть предъявлена малышу для сличения — самостоятельного нахождения ошибки.
Сложный ритм предполагает чередование нескольких элементов. Например: «синий-красный-белый» или «большой-большой-маленький».
Для его воссоздания используются две линейки. При этом начало второй состыковывается с концом первой.
Контроль зрительно-вербальный, когда взрослый, указывая на каждый из шариков, проговаривает заданный ритм до обнаружения – или не обнаружения – ошибки.
Пример простого ритма.

Игра ритм

Игра ритм

Пример сложного ритма

Игра ритм

«Порядковый счет».
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование точности захвата; формирование счетных навыков и пространственных представлений; развитие слухового восприятия, внимания, памяти; становлений функции словесно-логического мышления; речи.
Здесь также одна линейка используется ребенком, а вторая – с правильным ответом – демонстрируется взрослым для сличения.
Игра предполагает усложнение.
На первом этапе целесообразно ограничить выбор ребенка шарами одного цвета, на последнем – предъявлять россыпь разноцветных шаров.
Варианты инструкций.
Положи шар в первую ячейку слева (вторую справа и т.п.).
Положи белый шар в пятую ячейку слева, а синий – во вторую ячейку справа; и т.п.
Первый слева шар – синий, третий слева – красный, пятый слева – белый; и т.п.
Первый справа не синий и не большой; и т.п.
По мере освоения игры взрослый и ребенок могут меняться местами, тогда озвучивать инструкцию будет малыш.

«Количественный счет».
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование точности захвата; формирование счетных навыков и пространственных представлений; развитие слухового восприятия, внимания, памяти; становлений функции словесно-логического мышления; речи.
В случае оперирования количественным счетом до 10-ти используется одна линейка, вторая может быть предъявлена малышу для сличения.
Варианты инструкций.
Положи пять шаров; и т.п.
(Кстати, не забудьте попросить ребенка посчитать: один шар, два шара, <…>, пять шаров, — прекрасное упражнение, которое позволит сформировать или отточить навык согласования числительного с существительным).
Положи семь синих шаров; и т.п.
Положи три не белых шара; и т.п.
В случае оперирования количественным счетом до 20-ти начало второй линейки состыковывается с концом первой.
Выложите на одной линейке десяток. Объясните малышу, что 10 и 3 (выкладывается на другой линейке) – тринадцать, а 10 и 8 – восемнадцать. Уточните: «Сколько?». Пусть малыш самостоятельно пересчитает вашу «загадку». Попросите выложить другие числа: 16, 19, 11… Учите ребенка говорить о том, что 12 «это десяток и две единицы».

«Состав числа».
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование точности захвата; формирование счетных навыков; развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
В этой игре линейки лежат на столе так, чтобы их начала образовывали одну вертикальную линию.
Верхняя линейка служит ориентиром, здесь располагается базовое число – то, которые вы будете делить на два меньших.
Для верхней линейки используются шары одного нейтрального цвета, для нижней – двух более ярких цветов. Например: белый; синий и красный.

Игра состав числа

«Пять это… сколько?». Малыш самостоятельно заполняет нижнюю линейку до соответствия и делает вывод: «Пять это три и два».

«На сколько больше (меньше)?».
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование точности захвата; формирование счетных навыков; развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Линейки располагаются как и в игре «Состав числа».
Взрослый: «Пять (выложено на верхней линейке) больше или меньше, чем два (на нижней)?»; «Да, пять больше, чем два. На сколько?».
Здесь линейная, очевидная наглядность позволяет ребенку сделать правильный вывод.
Взрослый: «Выложи число, которое будет больше, чем пять на два».

«Счеты».
Цель: развитие движений пальцев рук: совершенствование точности захвата; формирование счетных навыков; развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Каждая из линеек с успехом используется в качестве счет.
Естественно, для этого будет удобнее взять бусы двух или даже трех цветов.
«3+2 будет…» (Пять.)
«2+3+1 будет…» (Шесть.)
Расположение линеек – свободное.