Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий (с использованием здоровьесберегающих технологий)


Автор публикации Олеся Дмитриевна Яковлева
учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 8″, Республика Коми, г.Инта

Тема: «Человек. Семья»

Задачи:
Обогащать представления об окружающем, семье. Систематизировать представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела. Расширить словарь по данной теме.
Закрепить образование множественного числа существительных Р.П., образовании и употреблении притяжательных прилагательных.
Развивать зрительное восприятие, конструктивный праксис. Развивать правильное дыхание; развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия.

1. Организационный момент:
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись? … Поглаживаем глаза.
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись? … Поглаживаем ушки.
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись? … Поглаживаем руки.
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись? … Поглаживаем ноги.
С добрым утром, солнце,
Мы проснулись! … руки раскрыть навстречу солнцу, голову слегка запрокинуть и улыбнуться.
Беседа:
- Кто знает, как называется самая большая часть тела? (Туловище)
Логопед показывает, где находится грудь, живот, спина.

2 .Загадки( подсказкой служит зеркало).
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
- Для чего нужен нос?
У зверушки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши)
- Для чего нужны уши?
Их не сеют, не сажают,
Они сами вырастают. (Волосы)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза)
- Для чего нужны глаза?
За красными жердочками
Сидят белые курочки. (Рот: губы и зубы)
Если бы не было его,
Не сказали бы ничего. (Язык)
- Ребята, для чего нужен язык?

3.Артикуляционная гимнастика
Кончилось уже безделье,
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.
«Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.
«Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

4. Кинезиологические упражнения
Ушко — носик. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5.Игра «Без чего?»
- Посмотрите на картинку. На ней изображен человек, но у него чего-то не хватает? Посмотрите, определите и назовите, что забыл нарисовать художник? Без чего мальчик? (без ушей, без волос, без носа, без рта, без ресниц, без бровей, без глаз)
А теперь обменяйтесь рисунками и проверьте все части лица нарисованы или нет.
Составьте предложения по образцу: Этот мальчик без ушей, надо нарисовать ему уши.

6. Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

7. Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом –ин по образцу.
Образец: Чей сын Вова? … Вова — папин и мамин сын.
Чья дочь Тоня? … Тоня – мамина и папина дочь.
Чья это мама? –
Чей это папа? –
Чьи внуки Тоня и Вова? –
Чьи родители дедушка и бабушка? –
Чей Вова брат? –
Чья Тоня сестра? –

8. Итог занятия

Назовите членов своей семьи, их имена, отчество, фамилию, профессии. А теперь оцените свою работу на занятии. Если вы хорошо отвечали и были очень внимательны возьмите картинку с солнышком, а если вам было немного сложно, то картинку с тучкой.
Ребята! Вы все очень хорошо занимались, большое вам спасибо!