Реформирование спец. образования


Реформирование специального образования

Реформирование специального образования* обусловлено корен­ными социально-экономическими преобразованиями в стране, ак­тивизацией социальной политики, демократизации и гуманизации общества, возрождением духовности и развитием национальной системы образования. Объективно необходимым становится суще­ственное обновление организации, содержания, технологий и методик обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития*.

* Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий их общее и профессиональное об­разование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
*Термин введен в нормативные документы Республики Беларусь в 1995 году вместо термина «аномальные дети» как более социально приемлемый для обозначения детей с нарушениями психофизического развития.

I. Общая характеристика специального образования в Республике Беларусь

Система специального образования в Республике Беларусь в основных чертах сформировалась в 60-80-е годы и достигла достаточно высокого уровня развития.
В специальных образовательных учреждениях обучается восемь категорий детей с психофизическими нарушениями (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, с тяжелыми речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью). Система специального образования представлена дошкольными учреждениями, школами-интерна-тами, школами, классами, индивидуальным обучением на дому.
Дети с особенностями психофизического развития получают образование, направленное на формирование знаний основ наук и личностных качеств, коррекцию нарушений развития, дальнейшую социализацию. Коррекционные занятия обеспечивают как исправление недостатков психофизического развития, так и целостное влияние на личность ученика в целях достижения положительного результата в его обучении, воспитании и интеграции в общество.
Специальные образовательные учреждения, как правило, имеют хорошую материальную базу. Созданы надлежащие условия для оказания коррекционной помощи, организации трудовой подготовки, учебы и отдыха.
В последние годы ведется большая работа по созданию научного учебно-методического обеспечения обучения, воспитания, коррекции, реабилитации. Ведутся исследования по разработке содержания специального образования на национальной основе, по усилению коррекционной, практической, социальной и личностной ориентированности учебного процесса.
Получает развитие интегрированное (совместное) обучение, для которого создается нормативно-правовая база. Осуществляются разработка, внедрение и экспертиза инновационных форм интеграции. Наряду с положительным специальному образованию присущи существенные недостатки. Главными из них являются:

  1. изолированность детей с психофизическими нарушениями в специальных школах-интернатах, что привело к отчуждению семьи от воспитательного процесса, ограниченности общего развития детей;
  2. унифицированность специального образования, препятствую­щая удовлетворению образовательных потребностей детей с тяже­лыми и множественными нарушениями;
  3. недостаточная социальная и практическая ориентированность учебного процесса, следствием чего являются слабая ориентировка учащихся в системе социальных норм и правил, чрезмерная зависи­мость их от взрослого, неспособность осуществлять самостоятельную жизнедеятельность;
  4. учебная перегрузка, низкая двигательная активность (гиподи­намия), неудовлетворение основных сенсорных потребностей, предъ­явление требований, не сообразующихся с возможностями ребенка;
  5. недостаточная индивидуализированность и личностная ориен­тированность учебно-воспитатель-ного процесса;
  6. низкая эффективность психолого-педагогической помощи де­тям, обусловливающая низкий уровень коммуникативной компе­тенции;
  7. отсутствие лицензированного диагностического инструмен­тария, что затрудняет выявление нарушений на ранних этапах раз­вития ребенка, организацию дошкольной коррекционно-педагогической помощи, правильное комплектование специальных учреж­дений;
  8. недостаточный уровень трудового, общетехнического и профессионального обучения, что в большей мере обусловлено устаревшей материальной базой, сложностями организации производственной практики и трудоустройства в условиях рыночной экономики;
  9. недостаточное научное и учебно-методическое обеспечение специального образовательного процесса применительно к детям с тяжелой патологией, атипическими нарушениями, требующим дополнительных образовательных и коррекционно-реабилитационных услуг.

Специальное образование не в полной мере отражает изменения в обществе, новую социально-эко-номическую ситуацию, достижения в области специального образования других стран.

II. Обоснование необходимости реформирования специального образования

Реформирование специального образования необходимо для:

  1. приведения специального образования в соответствие с меж­дународными нормами в области образования детей с особенностями психофизического развития, признающего приоритетность обучения этих детей в интегрированных условиях;
  2. обеспечения равноценных альтернативных форм специаль­ного образования в соответствии с особенностями психофизического развития учащихся;
  3. замены жестко регламентированного образовательного про­цесса на систему обучения, в которой преобладают интересы ребенка и стимулируются его достижения;
  4. устранения учебной перегрузки, сложности существующих программ, теоретической ориентации обучения;
  5. определения оптимальных соотношений между общим обра­зованием и специальной помощью и поддержкой, общеобразователь­ной и трудовой подготовкой, стандартизированным и расширенным (усложненным) образованием;
  6. обеспечения гарантированного соблюдения прав личности и гарантированных образовательных и коррекционных услуг.

III. Цели и задачи реформирования специального образования

Реформирование специального образования обеспечивает реали­зацию следующих целей:

  1. развитие национальной системы специального образования;
  2. создание равных возможностей для получения образования детьми с особенностями психофизического развития в интегрирован­ных структурах и специальных образовательных учреждениях;
  3. обеспечение лицам с психофизическими нарушениями усло­вий для развития и социальной адаптации.

Реализация поставленных целей позволит повысить качество общего образования и подготовки к самостоятельному, независимому образу жизни.
Основными задачами реформирования специального образова­ния являются:

  1. приведение специального образования в соответствие с зада­чами реформы общеобразователь-ной школы;
  2. создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки к самостоятельной жизни;
  3. обеспечение приоритетности воспитания перед обучением;
  4. обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся с учетом их психофизических особенностей;
  5. развитие системы дошкольной, коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, начиная с первых месяцев их жизни;
  6. ликвидация учебной перегрузки и создание гибких учебных программ;
  7. повышение роли семьи в воспитании;
  8. совершенствование организационно-управленческих механиз­мов специального образования на основе его децентрализации и развития демократических основ управления.

IV. Принципы реформирования специального образования

Основными принципами реформирования специального образо­вания являются:

  1. обязательность обучения всех детей с психофизическими на­рушениями; равенство прав граждан с особенностями психофизи­ческого развития на получение образования;
  2. гуманистический, менталеобразующий, демократический ха­рактер специального образования;
  3. единство образовательных и коррекционно-воспитательных задач;
  4. комплексность психолого-педагогической, медицинской по­мощи и коррекционно-реабили-тационных услуг;
  5. непрерывность и преемственность образования лиц с особен­ностями развития.

V. Основные направления реализации реформы специального образования

Реформирование специального образования будет проходить по следующим важнейшим направлениям: организационно-структурные преобразования; обновление содержания специального образования; совершенствование образовательных технологий и методик обучения.
1. Организационно-структурные преобразования
Структурные изменения направлены на создание специальных коррекционно-образовательных условий для детей с особенностями психофизического развития в системе общего образования, расши­рение возможностей для получения профессионального образования лицам с нарушениями развития, неконкурентоспособным на совре­менном рынке труда.
Структурные изменения предполагают:

  1. создание службы коррекционной психолого-педагогической помощи, начиная с первых месяцев жизни ребенка;
  2. получение специального образования с увеличением срока обучения на один год;
  3. введение подготовительного класса, что обеспечит условия для оказания ранней коррекционной помощи;
  4. расширение образовательных структур интегрированного профиля;
  5. создание инновационных коррекционно-реабилитационных учреждений, обеспечивающих педагогическую поддержку, социаль­ную и профессиональную реабилитацию, комплексную психолого-медико-педагогическую помощь детям с особенностями психофи­зического развития;
  6. уменьшение числа интернатов и разукрупнение специальных школ-интернатов с целью возвращения детей с особенностями раз­вития в семью. Реформируются все звенья системы специального образования. Варианты обучения в системе специального образо­вания определяются степенью выраженности нарушения психофи­зического развития и познавательными возможностями учащегося.

Цензовое образование (вариант первый)
Начальная школа (подготовительный, I-III классы), базовая (основная) школа (IV-IX классы). Структура специального обра­зования идентична структуре общего образования. В подготови­тельный класс принимаются дети в возрасте 6-7 лет.
Специальное образование обеспечивает формирование базового объема знаний, соответствующего государственному уровню обя­зательных требований, и оказание коррекционной помощи и под­держки. Осуществление этих задач достигается реализацией ба­зового и коррекционного компонентов учебного плана и программ специальной школы или программ общеобразовательной школы, если доступно содержание обучения. Данный вариант приемлем для детей с нарушениями зрения, слуха (1-е отделение), с задержкой психического развития, речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и других категорий детей с неслож­ными нарушениями.
Цензовое образование (вариант второй) с увеличением срока обучения
Начальная школа (подготовительный, I-IV классы) и базовая (основная) школа (V-X классы). Сроки обучения в данном случае по сравнению с обычной школой удлинены на один год. В подгото­вительный класс принимаются дети в возрасте 6-7 лет.
Специальное образование обеспечивает общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, трудовое (профес­сионально-трудовое) обучение. Осуществление этих задач достига­ется на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ специальной школы. Данный вариант приемлем для детей с тяжелыми формами нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Учащиеся, успешно окончившие базовую школу первого или второго варианта специального образования, имеют право получить общеобразовательную подготовку в лицейских, X-XI (X-XII) классах или общеобразовательную и профессиональную подготовку в профессионально-технических учебных заведениях, средних спе­циальных учебных заведениях.
Нецензовое образование (вариант третий)
Младшие классы (подготовительный, I-IV классы), старшие (V-IX классы), углубленная социальная и профессиональная под­готовка (X-XI классы). В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 7-8 лет в зависимости от когнитивной зрелости.
Образование обеспечивает адекватную познавательным возмож­ностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Достижение этих задач возможно на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ вспомогательной школы. Рекомендуется для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Нецензовое абилитационное образование (вариант четвертый)
Срок обучения определяется степенью выраженности нарушения и уровнем обучаемости ребенка. Специальное образование обеспе­чивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, быто­вую адаптацию и социализацию. Обучение осуществляется по спе­циально разработанным учебным планам и типовым программам или индивидуальным образовательным программам различных вариантов в зависимости от характера нарушений и уровня обучае­мости. Рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой формами умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями.
Специальное образование может осуществляться в различных формах: в интегрированных образовательных структурах, специаль­ных образовательных учреждениях, в условиях индивидуального (надомного) обучения. Избранная форма и вариант специального образования могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка. Обязательным условием организации процесса обучения является его психолого-педагоги­ческое сопровождение коррекционно-реабилитаци-онного назна­чения.
Признание равных возможностей в области образования для лиц с особенностями психофизического развития делает приори­тетным интеграцию их в общую систему образования. Интегри­рованное образование осуществляется с учетом обеспечения при необходимости дополнительных образовательных и коррекционных услуг; использования учебных планов, программ, учебников спе­циальных учреждений, коррекционных технологий, соответствую­щих особенностям психофизического развития учащегося. Даль­нейшее развитие получают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пункты коррекционно-педагогической помощи, центры социальной и профессиональной реабилитации. Работа этих учреждений способствует решению задач комплексного психолого-медико-педагогического изучения лиц с особенностями развития; осуществлению необходимой коррекционно-реабилитационной помощи; обеспечению информационно-методического об­служивания педагогов общеобразовательных школ и населения; совершенствованию профессиональной подготовки и социальной интеграции выпускников.
2. Обновление содержания специального образования
Изменение содержания специального образования предполагает определение его государственного стандарта. Стандарт предназначен для обеспечения качественного непрерывного образования при раз­но-образии образовательных учреждений и форм получения образо­вания. Педагоги, родители, учащиеся получают четкую ориентацию в обязательных требованиях к образовательной подготовке и полу­чению определенного образовательного сертификата: аттестата о среднем образовании, свидетельства о неполном среднем образо­вании, свидетельства об образовательной подготовке учащихся по программе вспомогательной школы. Стандартизация позволит обес­печить эквивалентное образование при разнообразии новаторских решений образовательных проблем.
Государственными стандартами нормируется обязательный ми­нимум содержания основных образовательных программ, макси­мальный объем учебной нагрузки обучающихся, минимальные тре­бования к уровню подготовки выпускников применительно к каж­дому этапу образовательного процесса.
Стандарты отражают ориентированность специального образова­ния на максимальную адаптацию лиц с особенностями психофи­зического развития к жизни в обществе. Реализация требований соци-ально-бытовой адаптированности является главной задачей спе­циального образования, без чего невозможны социализация и ин­теграция. С учетом этих требований для начального этапа обучения создаются стандарты по следующим образовательным областям: родной язык, математика, социально-бытовая адаптированность.
Реализация стандартов специального образования обеспечит: образование, соответствующее обязательным государственным нормам; нормализацию учебной нагрузки учащихся; объективность и информативность контроля; обоснованность управленческих ре­шений, основывающихся на достоверной информации о реальном состоянии дел в области специального образования.
На первой ступени образования (подготовительный, I-III классы и подготовительный, I-IV классы) содержание обучения отражает потребность в психолого-педагогическом изучении учащихся с целью уточнения познавательных возможностей и определения не­обходимости обучения по индивидуальным программам. Особое внимание уделяется умственному, речевому развитию, овладению способами учебной деятельности, навыками самообслуживания. Ознакомление учащихся с окружающей природной и социальной средой осуществляется с учетом региональных и местных традиций.
На всех этапах обучения приоритетными являются трудовая подготовка и формирование житейской компетенции учащихся. Этому содействуют общеобразовательные предметы, занятия по социально-бытовой ориентировке, проводимая внеклассная работа, трудовое (профессионально-трудовое) обучение.
Выпускники с более высоким уровнем умственного, физического развития и профессиональными возможностями овладевают про­фессией в специальных группах при профессионально-технических училищах или в профессиональных классах при специальных школах. Последние организуются при наличии в школах соответст­вующей материально-технической базы для осуществления профес­сионального        обучения.
Выпускники, не получившие профессиональной подготовки в учреждениях системы специального образования, могут получить его в центрах социальной и профессиональной реабилитации регио­нального подчинения. Обучение в них обеспечивает профессиональ­ную подготовку, приобретение социально-бытовой компетенции. Со­держание профессионального обучения отражает вариативность подготовки в соответ-ствии с интересами и профессиональными воз­можностями учащихся, условиями включения их в производствен­ную деятельность рыночной экономики.
Совершенствование трудовой и профессионально-трудовой под­готовки лиц с особенностями психофизического развития предпола­гает создание специальных классов, центров технологического про­филя,       пересмотр профилей профессионально-трудовой подготовки, приближение их к региональным потребностям производства и сферы услуг, разработку соответствующих квалификационных ха­рактеристик и профессиограмм.
Необходимость обновления содержания воспитания вытекает из недостатков воспитательного процесса в условиях специальных школ-интернатов. К ним относятся:

  1. подмена целенаправленного системного воспитания отдель­ными воспитательными мероприятиями, носящими отрывочный, фрагментарный характер и не решающими проблемы формирования активной, развивающейся личности;
  2. ограничение социальных контактов учеников, что обедняет представления об окружающем мире и затрудняет формирование социального опыта;
  3. ориентация процесса воспитания на ученика, который высту­пает как объект воспитательного воздействия, лишенный педагогом самостоятельности, собственного «Я».

При реформировании системы воспитания лиц с особенностями психофизического развития учитываются:

  1. ведущая роль сензитивных периодов развития (наиболее чув­ствительных и благоприятных к усвоению способов общения, ум­ственных действий, эстетического воспитания и т. д.), использо­вание воспитательных ситуаций для овладения детьми опытом социализации на ранних этапах развития;
  2. социальная ориентированность воспитания, которая предпо­лагает формирование воспитательного пространства в большом и малом социуме, организацию освоения школьниками социальных ролей, воспитание желания и умения реализовать приобретенный социальный опыт в повседневной жизни;
  3. деятельностный характер воспитательного процесса, требую­щий учета ведущего вида деятельности на каждом возрастном периоде жизни ребенка и включения его в активную деятельность, где он сотрудничает с другими, развивается как личность на основе собственных действий;
  4. коррекционная направленность воспитания, что предполагает ориентацию на познавательные возможности ребенка, нацеленность на интеграцию ребенка с особенностями развития в общество обыч­ных детей, оптимистическое отношение к перспективам развития ученика;
  5. демократический характер воспитания, признание каждого ребенка высшей ценностью воспитательной системы безотноситель­но к его школьным успехам и степени выраженности нарушения.

Новым в современном специальном образовании является: при­оритетность воспитания перед обучением; субъектность личности в воспитании и предоставление ученику права выбора; обеспечение педагогической помощи и поддержки учащимся в решении инди­видуальных проблем и определении образа жизни; социальная обусловленность и социальная ориентированность воспитания; обес­печение становления личности ученика в соответствии с его психо­физическими и интеллектуальными возможностями; формирование здорового образа жизни.
Методологической основой реформирования содержания воспи­тания является культурологический подход. У учащихся форми­руется социально-бытовая компетенция, культура здорового образа жизни, нрав-ственно-этическая культура, национальная культура, гражданская культура, экологическая культура, эстетическая куль­тура, культура половых и семейных отношений, культура самопо­знания и самосовершенствования.
Главным и наиболее значимым становится вопрос защиты прав детей с особенностями развития. Предъявление завышенных или заниженных требований в учебно-воспитательном процессе рассмат­ривается как нарушение прав ребенка.
Осуществление поставленных целей требует умелого сочетания двух направлений воспитательного взаимодействия с учеником: формирование правильных представлений о предметном мире, об отношениях между людьми и оказание педагогической поддержки, создающей условия для саморазвития, самоактуализации и само­реализации ученика.
Педагогическая поддержка обеспечивает преодоление психичес­кой депривации: сенсорной, вызванной однообразием и ограничен­ностью сенсорных стимулов; когнитивной, обусловленной неадекват­ными, завышенными или заниженными требованиями к знаниям и отсутствием удовлетворительных условий для учения; эмоцио­нальной, возникающей при невозможности установления эмоцио­нальных отношений или нарушении сложившейся эмоциональной связи; социальной, вызванной ограниченностью социальных контак­тов и невозможностью усвоения самостоятельной социальной роли. Поддержка в процессе воспитания содействует социально-психо­логической адаптации ученика, оптимизации взаимоотношений лич­ности и группы.
Как перспективные направления воспитательной работы рассматриваются следующие:

  1. насыщение жизни детей значимыми для них событиями, кото­рые требуют контактов с другими детьми, взрослыми, нового ролевого поведения;
  2. обеспечение оптимального режима учебной деятельности, субъектного воспитания учащихся, разработки технологий психо­лого-медико-педагогического сопровождения;
  3. изменение работы с родителями, которые рассматриваются в качестве полноправных партнеров и на паритетных началах взаимо­действуют в воспитательном процессе.

Особую актуальность в современном учебно-воспитательном процессе приобретают взаимосвязь школы и семьи, формирование личности ученика через деятельность в детских и юношеских ор­ганизациях и объединениях. В образовательных учреждениях стимулируется деятельность органов ученического самоуправления, что способствует формированию демократической культуры, актив­ности. Работа детских и юношеских организаций строится на основе реализации принципов добровольности, самодеятельности и само­стоятельности. Они выполняют важную роль в социальной адап­тации учащихся, в развитии у них духовных ценностей, в самопо­знании и самосовершенствовании.
Воспитательная работа направляется на формирование лучших черт белорусского национального характера: трудолюбия, дружелю­бия, гостеприимства. Национальное воспитание тесно связано с интернациональным. Систематически ведется работа по формиро­ванию культуры межнациональных отношений. У учащихся формируются представления об общечеловеческих нормах морали (доброте, долге, любви, сострадании, милосердии, миролюбии, тер­пимости по отношению к людям), уважение к правам других людей и народов.

3. Совершенствование образовательных технологий и методик обучения
В условиях реформирования специального образования возрас­тает роль педагогических технологий, а их освоение становится одной из приоритетных задач педагогических коллективов.
Как наиболее перспективные оцениваются коррекционно-развивающие личностно-ориентированные технологии, где личность, ее разностороннее и творческое развитие выступает как цель об­разовательной системы. Эти технологии отличают антропоцентричность, гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Технологии направлены на оказание содействия ребенку, подростку в определении и коррекции отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру, к различным видам деятельности. Формирова­ние «Я-концеп-ции» выступает как важнейшая задача коррекционно-образовательного процесса в условиях коррекционно-развиваю­щей среды.
Приобретает дополнительные черты индивидуальный подход. Кроме традиционного учета психофизических особенностей предпо­лагается отказ от ориентировки на среднего ученика; применение психолого-педа-гогической диагностики (интересы, способности, направленность); прогнозирование развития; конструирование ин­дивидуальных программ развития.
Изменяется роль оценки деятельности ребенка. Она предельно индивидуализирована, отслеживает динамику роста ученика отно­сительно его личных достижений, не предполагает сравнения детей друг с другом; обеспечивает постоянную обратную связь деятель­ности с ее результатом; формирует мотивацию саморазвития; дает ребенку ясное представление о том, насколько он изменился, вырос за день, за неделю, за месяц по любому значимому аспекту развития (мотивация цели, знания, умения, навыки, владение мыслительны­ми операциями, объем памяти, запас активной лексики, сила воли).
Содержательная сторона технологии отражает целеполагание, логическую структуру материала, способы диагностики и коррекции усваиваемых знаний и умений.
Применяются компьютерные технологии «Видимая речь», «Мир за твоим окном». Используются идеи передовых педагогических технологий: проектирования учебного процесса (В.М.Монахов), укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев), перспективно-опережающего обучения (С.Н.Лысенкова), коммуникативного обучения (Е.И.Пассов), обучения на основе опорных конспектов (В.Ф.Шаталов), гуманно-личностной технологии (Ш.А.Амонашвили) и др.
В качестве критериев технологичности деятельности учителя-дефектолога выделяются:

  1. диагностическая основа обучения;
  2. целеполагание и способы диагностики результатов обучения;
  3. представление изучаемого материала в виде системы познава­тельных и практических задач с ориентирами и способами их ре­шения;
  4. логика этапов усвоения материала;
  5. система способов взаимодействия на каждом этапе участни­ков учебного процесса друг с другом и с информационной техникой;
  6. применение в учебном процессе новейших средств информа­ции.

VI. Основные этапы реформирования специального образования

Первый этап – нормативно-законодательный (1998-2000 годы).
Принятие концепции и программы реформирования специаль­ного образования. Разработка нормативных документов по интегри­рованному обучению и инновационным коррекционно-образовательным учреждениям.
Второй этап – организационно-внедренческий (2000-2007 годы).
Проведение организационных мероприятий по совершенство­ванию управления специальным образованием. Создание учебно-методического обеспечения реформируемой национальной системы образования лиц с психофизическими нарушениями.
Третий этап – завершающий (2007-2010 годы).
Изучение и обобщение результатов преобразований в националь­ной системе специального образования. Завершение реформиро­вания системы специального образования Республики Беларусь.

VII. Правовое, экономическое и информационное обеспечение реформирования специального образования

Реализация предложений по реформированию специального об­разования делает необходимым принятие ряда нормативно-право­вых актов и документов, экономически обеспечивающих возмож­ность развития процессов трансформации. К числу необходимых действующих или подготавливаемых, находящихся в стадии даль­нейшей проработки или новой разработки документов относятся:

  1. закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 29.10.1991 г. № 1202-ХІІ (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598);
  2. закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-ХІІ (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 33, ст. 430);
  3. Временное положение об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития, утвержденное приказом Министерства образования Республики Беларусь от 18.08.1995 г. № 327, государственная регистрация от 26.09.1995 г. № 1083/2;
  4. Примерное положение о специальном дошкольном учреждении для детей с недостатками в умственном и физическом развитии в Республике Беларусь, утвержденное приказом Министерства образо­вания Республики Беларусь от 28.06.1993 г. № 203, государственная регистрация от 17.11.1993 г.          № 98/12;
  5. Примерное положение о специальной общеобразовательной шко­ле-интернате (школе) для детей с недостатками умственного и физи­ческого развития, утвержденное приказом Министерства образова­ния Республики Беларусь от 28.06.1993 г. № 203, государственная регистрация от 28.01.1994 г. № 197/12;
  6. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденное приказом Министерства образования Республики Беларусь от 31.08.1999 г. № 559, государственная регист­рация от 10.09.1999 г. № 8/840;
  7. Инструкция по организации индивидуального обучения на до­му больных детей, детей с особенностями психофизического раз­вития и детей инвалидов, утвержденная приказом заместителя ми­нистра образования и науки Республики Беларусь от 01.07.1995 г. № 11-4/296, государственная регистрация от 26.09.1995 г. № 1082/12 .

Информационное обеспечение реформирования специального образования предполагает создание и наличие в Республике Бела­русь банков данных детей с психофизическими нарушениями, уч­реж-дений системы специального образования, научной, методичес­кой, учебной и информационной литературы и технических средств, которые могут быть использованы в специальном образовании.