Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе с ОНР


Автор публикации Елена Николаевна Габдушева
учитель-логопед структурного подразделения
"Детский сад "ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска, Самарская область.

Тема: «Ранняя весна».
Цель: закрепить умения по формированию лексико-грамматического строя речи «Ранняя весна».
Задачи: коммуникация:
- уточнять и расширять словарь детей по теме: «Ранняя весна»;
- формировать умение подбирать признаки к существительным;
- учить отвечать на вопросы простым распространенным предложением;
- учить отвечать на вопросы сложноподчиненным предложением;
- упражнять в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
- формировать умение правильно образовывать множественное и единственное число существительных в родительном падеже;
- упражнять в согласовании существительных с числительными.
Познание:
- обогащать представление детей о приметах весны;
- формировать умение различать звуки природы;
- развивать мышление, внимание, память
Здоровье:
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- формировать умение координировать речь с движениями.
Социализация:
- формировать умение слушать сверстников и слышать их ответы
Оборудование: магнитофон, мяч, нарисованное солнце, сделанное из картона, прищепки, ваза с веточками, карточки с изображением времен года, бумажный кораблик,

Ход образовательной деятельности.

I Оргмомент

- Послушайте сначала звуки, а потом назовете то, что вы услышали.
(звучит аудиозапись: журчание ручейка, пение птиц, капель, весенний дождь)
- В какое время года тает снег, бегут ручьи, прилетают и поют птицы? (весной).

II Основная часть.
1 Мы сегодня будем говорить о ранней весне. К нам в гости заглянуло «солнышко». Весной солнышко начинает ярче светить и сильнее греть, поэтому на улице становится теплее, все начинает пробуждаться, настроение у всех повышается, нам становится радостнее и веселее.
- Посмотрите, как оно вам улыбается! Но солнышко наше без лучиков. Сейчас мы поиграем в игру «Подбери словечко». У вас на столе лежат разноцветные прищепки. Представьте, что это лучики от солнышка. Каждый называет свое слово о солнышке и прикрепляет «лучик».
- Солнышко весной какое? — яркое, желтое, горячее, теплое, веселое, круглое, ясное, лучистое.
- Ребята, а на улице снег, лед весь растаял?
- Он ещё пока лежит на земле, солнце все больше припекает и снега, льда становится все меньше.
- Подберите слова, лёд какой? – мокрый, гладкий, скользкий, ледяной, холодный, тонкий, хрупкий, прозрачный, блестящий.
- Солнышко вас благодарит за лучики и за красивые слова.

2 Ранней весной с крыш свисают сосульки, и с них капает вода. Как это называется? (капель) Покажем, как капают капельки.
Пальчиковая гимнастика.
Капля – раз, капля – два.
Капли медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

3 Игра «Повесь на веточки картинки»
- Посмотрите, что нам передала «весна»? Это весенние веточки. Что появилось на ветках? (почки). У вас на столе у каждого лежат картинки, посмотрите их внимательно. Мы повесим на веточки, только те картинки, которые подходят к весне. Обязательно называете, что у вас изображено.
(После того, как ребенок выбрал картинку, логопед задаёт вопрос «Почему он выбрал эту картинку?»)

4 Игра «Посчитаем от 1, 2, 5»
- Посмотрите внимательно, что ещё нам передала «весна»? (бумажный кораблик). Весной дети пускают кораблики. Где они их пускают? (по ручейкам). А сейчас мы встанем, и изобразим ручеёк. (дети встают друг за другом). Я дам вам кораблик, вы будете передавать его по очереди и при этом считать слова от 1 до 5. Мы запускаем в ручеёк кораблик и считаем.
(дети считают: один кораблик, два кораблика, пять корабликов)
Птица, лист, дерево, ручей, почка.

5 Физминутка. Игра на координацию речи с движением.

Солнышко прогрело,

 
 

И растаял снег.

И расцвёл подснежник на виду у всех.

Потягиваются, подняв руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.

Бросают руки вниз, свободно помахивают кистями.
Показывают с помощью кистей и пальцев рук бутончик или цветок подснежника.

6 Игра с мячом «Назови ласково».

Ручей – ручеёк птица – птичка лист – листик
Солнце – солнышко корабль – кораблик лужа – лужица
Ветка – веточка ветер – ветерок дерево – деревце

7 Игра «Без чего не бывает весны».
Еще раз повторим, без чего не бывает весны. Например, без солнца.
(Без ручья, без почек, без птиц, без листьев, без подснежников, без капели, без проталин, без ветра, без дождя, без сосулек и т.д.)

III Итог образовательной деятельности.

- Молодцы, вы все хорошо поиграли!
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нам приносит «весна»?
- В какие игры вам понравилось играть больше всего?