Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Л»


Автор публикации Екатерина Валентиновна Иванова
учитель-логопед 1 квалификационной категории
МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Азамат»,
г. Канаш, Чувашская Республика

Цель:

Закреплять правильное произношение звука «Л» в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Тренировать в определении места звука в слове;
  • Закреплять умение согласовывать числительное + существительное;
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове;
  • Развивать внимание,память.

Оборудование:

  • Картинка ласточки;
  • Прищепка;
  • Комплекс артикуляционной гимнастики в компьютере;
  • Профиль звука «Л»;
  • Карточка с чистоговорками на звук «Л»;
  • Предметные картинки в компьютере;
  • Магнитофон с аудиозаписью;
  • Книга «Говорим правильно»;
  • Ксерокопия картинок на звук «Л» для домашнего задания;
  • Медаль.

Ход занятия

I Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания.
Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

II Объявление целей занятия

Сегодня мы продолжим работать над произношением звука «л»,но сначала отгадай загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- какое сейчас время года?
- какие весенние месяцы ты знаешь?
- назовите признаки весны
- кто прилетает к нам весной?
- каких перелётных птиц ты знаешь?
И сегодня к нам прилетела птичка:
Она над крышами живёт,
Гнездо своё из глины вьёт,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко летает,
Мошек поедает,
В чёрном фраке лапочка,
А зовётся … (ласточка)

III Дыхательная гимнастика

Сегодня ласточка поможет нам выполнить дыхательную гимнастику. Покажи, как высоко летают ласточки (взять ласточку за нитку, подуть на неё). Глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот, не надувая щёк.

IV Пальчиковая гимнастика

(С использованием бельевой прищепки — поочерёдно зажимаем ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно — на ударные слоги)
Ласточка,ласточка,милая касаточка,
Где ты бывала? Что ты видала?
За лесом бывала,весну добывала,
Несу, несу весну красну.

V Артикуляционная гимнастика

(Компьютерная презентация)

VI Повторение артикуляции звука «Л»

Давай вспомним,как мы произносим звук «л»
л-л-л-л-л-л-л-л-л
А теперь давай попробуем рассказать про него (профиль):
- губы приоткрыты;
- зубы разомкнуты;
- кончик языка поднят за верхние зубы;
- воздушная струя идёт по боковым краям языка;
- голос звенит (рука на горле).

VII Характеристика звука «Л»

- согласный (воздух встречает преграду);
- звонкий (голос звенит);
- твёрдый (средняя часть языка опущена).

VIII Автоматизация звука «л» в чистоговорках

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – наша Милочка мала
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Мила молоко пила
Ло-ло-ло, ло-ло-ло – Алла вымыла стекло
Ло-ло-ло, ло-ло-ло – стало в комнате светло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – лежит веник на полу
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – должен он стоять в углу
Лы-лы-лылы-лы-лы – накрывали мы столы

IX Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо встать.

X Работа по предметным картинкам

Игра «Доскажи словечко»

  • Заставил плакать всех вокруг
    Хоть он и не драчун, а …(лук)
  • Пышный хвост торчит с верхушки.
    Что за странная зверюшка?
    Щёлкает орехи мелко-
    Ну, конечно, это …(белка)
  • В чёрном поле заяц белый
    Прыгал, бегал, петли делал.
    След за ним был тоже бел.
    Кто же этот заяц …(мел)

- определи место звука «л» в слове;
- раздели на слоги;
- назови ласково.

  • XI Автоматизация звука «л» в словосочетании

(повторение за аудиокассетой и по картинкам)
Лайка-охотничья собака
Ласточка щебечет
Ландыши цветут весной
Заводная юла
На гвозде висит пила
В печке зола
В океане акула
У девочки кукла
Швейная игла

  • XII Задание на дом

Закрепить фразы, которые мы проговорили на занятии (ксерокопия).

  • XIII Итог занятия

Сегодня мы с тобой закрепили произношение звука «л» в словах и фразах, ты хорошо потрудился и за старательность получи медаль.