«Подготовка ребенка к школе»


Автор публикации Елена Сергеевна Деревягина
учитель-логопед
МДОБУ д/с №3 г. Богородицка, Тульской области

Подготовка ребенка в школу – это не только покупка ему школьно-письменных принадлежностей, портфеля, формы, создание праздника для ребенка 1 сентября… Настоящая подготовка должна начинаться задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от того, как вы подготовите его к учебе в этом дошкольном возрасте, зависит его успеваемость.
Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! В школу ребенка готовят умные родители, совсем не имея педагогического образования!
Рассмотрим подробнее, какие же трудности поджидают малышей в начале первого класса, что выявляется у неподготовленных к школе детей. Практика показывает, что распространенными ошибками у детей являются, на первый взгляд, невероятные ошибки на письме:

  1. пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок — цыпенок);
  2. перестановки букв (все – све, он — но);
  3. замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.)
  4. слитное написание слов (всаду, наземле…)

Да и почерк… Как курица лапой писала!
Всё это – неумение родителей подготовить ребенка к обучению в школе, а не вина учительницы. Чем же это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами грамоты?
Трудности овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуативной, бытовой речи.
Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к 5-6 годам ещё не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.
Неверное произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков (когда вместо дом – дём, дождь – дёждь…) или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з- с, ж-ш и др., вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто.
Как же подготовить ребенка к школе?

  1. Во-первых, не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую, не травмируйте его.
  2. Во-вторых, перед тем, как учить ребенка писать печатные буквы, желательно научить ребенка схематично рисовать солнце, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину и располагать их на листе бумаги.
  3. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, а также книжки-раскраски. Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
  4. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.
  5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А.С.Пушкина. Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
  6. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной – пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки А, О, У. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков. Делать это надо эпизодически, во время игры. Напомню ещё раз, что если у ребенка 4-5 лет наблюдается плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!
  7. В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду, одежду и т.д.
  8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый, мягкий звук» и т.д. Он учится читать. Можно уже купить или сшить ему «кассу» букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: мама, папа, своё имя и более сложные.
  9. Родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов во фразах «девочка поет» и «девочка и мальчик поют». Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? Затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мама идет в магазин. Мяч упал под стол. И т.д.) Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз.
  10. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенка пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять имена героев сказки или фильма. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: «Разве я такие слова произношу? Так говорят некультурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чудесный язычок», либо не заметьте его, не фиксируйте на нем его внимание.
  11. В 5-6 лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово «круглый», но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, овал, знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать, как пишутся цифры в пределах 10, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах.
  12. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку ещё трудно, но он уже может знать написание некоторых цифр и следить за стрелками часов.

Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, находить их на глобусе или на карте. Он должен знать самых известных героев своей Родины, не только фамилии, а также имена нескольких писателей, написавших для детей дивные сказки. Но не перегружайте ребенка, берегите его от просмотров фильмов ужасов у экрана телевизора.

  1. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем – сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должно быть своё место.
  2. Ребенок должен правильно сидеть за столом. Если стол высок для него, на стул можно подкладывать подушки или книги большого размера. Следите, чтобы он сидел ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.
  3. Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также носоглотку малыша хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.
  4. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнуровок; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и тому подобное.

Помните, что вы – самый лучший друг для своего ребенка. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

При подготовке консультации использовались материалы следующих авторов:
Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001.
Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.