Развитие речи ребенка начинается еще до рождения


Онтогенез лингвистических функций в человеческом мозге остается по-прежнему неизученным.
По данным французских ученых, изучающих проблемы становления и развития речи, с шестого месяца беременности человеческий мозг уже готов для обработки речи. Мозг недоношенных новорожденных способен за 3 месяца до рождения ребенка различать слоги, а также женские и мужские голоса. В первые же часы после появления на свет новорожденные способны различать слоги родственников, распознавать голос своей матери и дифференцировать различные человеческие языки.
Чтобы подтвердить это, Fabrice Wallois, директор Объединенного исследовательского подразделения UPJV (GRAMFC) в сотрудничестве с врачами больницы CHU Аmiens Picardie проверили возможности слухового восприятия у 12 доношенных и 30 недоношенных новорожденных от 28 до 32 недель беременности, то есть за 2 — 3 месяца раньше срока. На этой стадии развития  мозга незрелые нейроны переходят на их окончательное местоположение. Тем не менее, между мозгом и внешним миром образуются ранние связи, в том числе позволяющие плоду слышать звуки.
Авторы этого исследования стимулировали слуховое восприятие недоношенных новорожденных, проговаривая два отдельных слога "га" и "ба", произнесенные мужчиной или женщиной. Считывать и записывать их ответы было возможно благодаря мозговой функциональной оптической спектроскопии (NIR). Исследователи смогли показать, что, несмотря на незрелый мозг, новорожденные восприимчивы к восприятию и различению изменения голоса (мужской или женский) и изменения фонем ("ба" или "га").

Реакция мозга на речь

Эти результаты показывают, что очень рано, с момента создания первых церебральных соединений (за три месяца до рождения) и до любого возможного обучения, человеческий мозг оснащен для восприятия конкретных характеристик человеческой речи. Авторы также предполагают, что появление речи во многом зависит от генетики.
Вскоре после рождения, человеческие младенцы уже демонстрируют разнообразие сложных языковых способностей. Эти возможности опираются на набор нейронов в лобных и височных областях головного мозга, похожий на описанный у взрослых людей.
Исследование показывает, что мозг чувствителен к фонемам и голосам уже в самом начале корковой организации, однако ученые не оспаривают и тот факт, что опыт также имеет решающее значение для тонкой настройки мозга, а также для изучения конкретных свойств родного языка.