Приемы формирования грамматически правильной речи


При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитывать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиваться дифференцированного восприятия речи.
В процессе обучения детям могут быть предложены задания следующего вида:
- задания на сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркивая интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор — топором, лети — летит — летят…);
- задания на соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой — голубой, какая — голубая, какое — голубое).

Работая над пониманием предлогов, необходимо сначала направить внимание детей на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения.
Так, при работе над предлогом на, педагогу сначала необходимо показать разницу в звучании двух предложений, типа:
Положи карандаш, стол.
Положи карандаш на стол.

Выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на, педагог подчеркивает его обобщающее значение:
— Что еще можно ставить на стол.
С целью закрепления полученных знаний, дети, выполняя разные действия, оречевляют их, при этом выделяя предлог на:
Я ставлю на полку кубики.
Лена кладет на книгу кубик и т.д.

В качестве закрепления понимания и употребления данного предлога также рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложения:
Таня поставила вазу из стол.
Девочка положила шапку за полку.

Рекомендуется использовать и такие методические приемы работы над грамматическими формами:
- Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме.
- Составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции:
а) по вопросам;
б) по демонстрации действий;
в) по опорным словам.