Особенности грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи


Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, Д. Б. Эльконина и др.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слов способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми данной категории проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Анализ речи старших дошкольников с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у детей данной категории морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры (Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием синтаксиса, лексики и фонематического восприятия. Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
У дошкольников с ОНР выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития. Основным речевым механизмом окказионализмов является «гипергенерализация» (по Т.Н. Ушаковой), т. е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, проявляющиеся при словоизменении, является унификация к парадигме словоизменения.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н. Цейтлин):

  • Унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, и различных формах существительных сохраняется ударенно исходного слова (стола нет, много поездов).
  • Устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком, песов, кусоки, много сестр).
  • Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).
  • Устранение наращения или изменения суффиксов (друг — други, ком — комы, стул — стулы, котенок — котенки, чудо — чулы, дерево — деревы).
  • Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек — человеки, ребенок — ребенки, лошадь — лошаденоки).

Наряду с окказиональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза у старших дошкольников с ОНР, выявляется и специфический аграмматизм.
Одним из ярких показателей нормативного развития речи является овладение детьми навыками словообразования. Исследователи отмечают, что словообразование оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом, что объясняет пристальый интерес ученых к данной проблеме (В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, A.M. Шахнарович, Д.Б Эльконин, Н.М. Юрьева и др.)
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что многие ученые, изучавшие развитие детей с общим недоразвитием речи, отмечают их трудности в овладениисловообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.).
Выраженные трудности появляются при образовании слов с помощью увеличительных суффиксов. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (гнездко — гнездышко); суффиксов единичности (чайка — чаинка). Отмечаются трудности в образовании сложных слов (лодка вместо ледокол, пчельник вместо пчеловод).
Весьма информативными в плане определения особенностей развития процессов словообразования у старших дошкольников с ОНР являются исследования Т.В. Тумановой. В частности, проведенное автором экспериментальное изучение состояния словообразовательных умений и навыков у детей с данным речевым нарушением позволило определить типологию словообразовательных ошибок. К их числу относятся: нарушение звукослоговой структуры производных слов, пропуск словообразующего аффикса, добавление лишнего аффикса в структуру производного наименования, замена нормативных аффиксов на аффиксы-заместители.
О.М. Вершинина отмечает наличие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наличие следующих специфических ошибок:
- лексические замены. Дети затруднялись в выделении правильного мотивирующего слова. Например, на вопрос: «Если днем на улице солнце, то как назвать такой день? Какой он?», ребенок отвечал: «Теплый»;
- замена словообразования словоизменением. Например, «солнечный день» — «солнечная день» и т.д.
При образовании относительных прилагательных для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерны следующие ошибки:
1. Образование неологизмов.
2. Нарушение акцентуации.
3. Образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов. Например, крыша «из соломы» — «соломта», занавеска «из ситца» — «сическая», «сичная», ножницы «из металла» — «мета-ловичи»;
4. Лексические замены. Наблюдаются замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» — «пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» — «меховые»);
5. Использование приставки («грушевое варенье» — «игрушеновое варенье»);
6. Словоизменение. Дети с ОНР допускают нарушения согласования и воспроизводят слово в косвенном падеже.
7. Неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка ели» — «шишковая».
8. Повторение заданного слова.
Также для старших дошкольников с ОНР характерна такая ошибка, как неправильный выбор флексии. Чаще всего это проявляется в замене кратких окончаний полными. Например, «бабушкиная фартук» и др.
Таким образом, недоразвитие словообразовательной системы языка является одним из серьезных компонентов в структуре ОНР. Результаты анализа свидетельствует о значительном нарушении у детей с ОНР как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов.
В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, т.е. морфемных парафазии, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Среди форм словоизменения у старших дошкольников с ОНР наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
По мнению многих авторов (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина), специфической особенностью речи детей с общим недоразвитием речи является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Часты случаи неправильного использования детьми с ОНР грамматических элементов для обозначения множественности предметов — при употреблении наречия «много» («много грибы», «много карандаши»); при употреблении числительных («два грибы», «три слоники» и т.д.). Кроме форм именительного падежа множественного числа, оканчивающихся на -ы и -и, для обозначения множества предметов дети используют элементы -их, -ах, реже ох («много «грибах», «три куклах» и т. п.). Для обозначения сходных языковых ситуаций из нескольких вариантов падежных флексий ребенок с нарушением речи преимущественно использует одну.
Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. Дети с ОНР длительно не замечают, что предлог и флексия связаны определенными отношениями и, что их сочетание представляет собой единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве отдельных переменных элементов, которые могут составлять различные комбинации с лексической основой; их смысловая связь не воспринимается детьми.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с ОНР испытывают затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.