Формирование лексической стороны речи в онтогенезе (ранний и дошкольный возраст)


Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Овладение лексикой идет в процессе онтогенеза постепенно путем накопления и совершенствования, и к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Академик А.Н. Леонтьев, который занимался изучением становления и развития детской речи, так писал относительно развития словаря и овладения значением слов и правилами их употребления маленькими детьми: «Во-первых, в процессе развития ребенка качественно изменяется значение слова, то есть строение того обобщения, носителем которого является слово (и тем самым изменяется форма слова, связи и действительность); во-вторых, процесс развития слова осуществляется в процессе общения, в котором ребенок овладевает значениями слов и «кристаллизированным» в них опытом человечества… в-четвёртых, развитие значений слов есть определяющий момент на каждой ступени психологического развития ребенка…». Таким образом, на первый план развития речи ребенка выходит формирование и совершенствование лексики как основы для дальнейшего её развития.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Развитие лексики ребенка идет как в направлении развития предметной соотнесенности и значения слова, так и в направлении увеличения словарного запаса.
Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.
В возрасте от полутора до двух лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».
Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознаёт их, открывает функции знаков.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале оно полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений: обозначать и предмет, и действие с ним, и признак этого же предмета. Позднее значение слова формируется в зависимости от употребляемой интонации, от контекста его употребления и связи с другими словами и т.д.
Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существую индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
Развитие словаря в онтогенезе рассматривает А.Н. Гвоздев.
К первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы.
К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. Идет интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто (но непостоянно) пользуется. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 – 1900 слов. Из них, по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия. Дети хорошо и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, одежду, мебель. Наблюдается значительный рост активного словаря.
К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.
После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия. Дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Все части речи употребляются правильно и точно по смыслу.
В 6–7 лет у детей еще больше расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу.