Конспект занятия «Звук и буква [Л], Л»


Автор публикации Татьяна Алексеевна Чепурко
учитель-логопед высшей категории
ДОУ №23 г.Киев
Конспект занятия на украинском языке

Цель:
1. Познакомить детей с новой буквой Л и ее звуковым значением [Л].
2. Закрепить правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, связной речи.
3. Закреплять умение различать функциональное значение звука и буквы.
4. Вырабатывать навыки чтения слогов, слов.
5. Вырабатывать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
6. Продолжать учить образовывать слова из букв, стоящих в неверной последовательности.
7. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику мышц рук.
8. Проводить профилактику дисграфии.

Оборудование: печатные буквы, предметные картинки (пенал, колобок, лопата, лодка, орел, дятел), изображения белочки, макет цветка для анализа и чтения слогов, фишки для звукового анализа слов, речевой материал, линейки для обозначения места звука в словах, толстые нитки для вязания по количеству детей для ниткографии, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришла белочка. А где живет белочка.
(в лесу, в дупле).

2. Закрепление изученного.
А) Повторение изученных букв.
Профилактика дисграфии.
Логопед: — Белочка спрятала буковки в шкаф, а маленькая мышка залезла в шкаф и погрызла буквы. Пожалуйста, определите, какие буковки написаны на доске.

Буквы

Б) Чтение слогов.
Образования и чтение слогов. Пособие “Цветок”.

Пособие Цветок

3. Изучение нового материала.
А) Выделение слов со звуком [Л] из стихотворения.
Солдатик.
Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою, свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного.
В. Анушев
Называния слов со звуком [Л].
Анализ звука [Л], отнесение к согласным, обозначение фишками.
Б) Отгадывание загадок.
В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живет в тепле?
(Белка)
Я землю копала-ничуть не устала.
А кто мной копал-тот и устал.
(Лопата)
В) Звуко — буквенный анализ слов — отгадок: белка, лопата.
Г) Рассматривание предметных картинок и определения места звука [Л] в словах.
Картинки: лодка, колобок, лопата, колос, орел, пенал, дятел.
Д) Аналитико — синтетические упражнения со звуком [Л].
1) Синтез слогов со звуком [Л]:
[Л], [А] — ЛА
[Л], [О] — ЛО
[У], [Л] — УЛ
[И], [Л] — ИЛ
2) Анализ слогов:
ЛЕ — [Л'], [Е]
ОЛ — [О], [Л]
ЛУ — [Л], [В]
АЛ — [А], [Л]

4.Физкультминутка.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим

5. Знакомство с буквой Л, ее алфавитным названием.
Логопед: — Белочка принесла новую букву. Давайте познакомимся с ней.
Рассматривание и анализ строения буквы.
Поиск сходства с окружающими предметами.

6. Ниткография.
Выкладывание из ниток буквы Л.

Буква Л

7. Чтения слогов.
Чтение с доски хором. Пособие «Цветок».

Пособие цветок

8. Дидактическое упражнение «Живые слова».
Логопед: — Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые слова». Пожалуйста, выберите себе буквы, которые лежат у меня на столе.
Буквы: Л,Ы,Ж,И.
Назначенные логопедом дети выбирают себе буквы и становятся в произвольном порядке. Все остальные дети должны переставить местами детей так, чтобы получилось слово.

9. Игра «Вставь букву».
Логопед: — Дети, белочка нам принесла интересную коробочку с задачей. Но, пока шла, то потеряла буквы. Поможем ей исправить все ошибки — вставить потерянные буквы.
Карточки со словами: _АЙМ, СТО_, _АМА, С_ОН.

10. Релаксационная минутка «Путешествие в лес».
Логопед: У нас с вами была в гостях белочка. И сейчас мы проводим ее домой, в лес.
Отдых под запись пения соловья.

11. Итоги занятия.
- Ребята, какой звук мы сегодня с вами выучили?
- Какую букву?
- Придумайте, пожалуйста, слова со звуком [Л].
- Какая птичка пела для нас с вами, когда мы отдыхали.