Конспект открытого занятия на дифференциацию звуков Р — Л «Мыльные пузыри»


Автор публикации Татьяна Алексеевна Чепурко
учитель-логопед высшей категории
ДОУ №23 г.Киев
Конспект занятия на украинском языке

ЦЕЛЬ:
Коррекционно-учебная. Совершенствовать умение делать описательные рассказы по схеме. Совершенствовать грамматический строй языка. Продолжать учить делать звуко-слоговой анализ слов. Профилактика дисграфии у детей.
Коррекционно-развивающая. Развитие связной речи, фонематического восприятия (дифференциация звуков Р-Л изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорки, связной речи), зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики..
Коррекционно-воспитывающая. Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Оборудования. Дощечки «Самолетик», «Собачка» (индивидуально на каждого ребенка), пособие «Дерева» и набор предметных рисунков к нему, схема описания животных, компьютер, пособие «Составь слово» (индивидуально на каждого ребенка), мыльные пузыри, магнитофон.
Предварительная работа. Заучивание чистоговорок, стихов, насыщенных звуками Р, Л.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ЛОГОПЕД: Сегодня ко мне залетел мыльный пузырь. Он рассказал мне, что злой колдун заколдовал мыльные пузыри и теперь они находятся в этом стакане. А вы любите играть с мыльными пузырями? Согласны ли вы им помочь освободиться от чар злого колдуна?
Чары будут исчезать сразу, как только мы будем верно исполнять задачи.
Вот первое. Надо правильно произнести звуки Р, Л.
(Инд. задание на дощечках «Самолетик» (Изолированное произношение звука Л), «Собачка» (изолированное произношение звука Р). Анализ артикуляции звуков Р,Л.

2. ЛОГОПЕД: Со злом бороться будем дальше,
Вы малыши здесь все удачные.
Все тихонько здесь садитесь.
Общий звук в словах ищите.
Логопед називат слова.
Аист, ласточка, самолет, круг, мельница, корабль.

ДЕТИ: - Общий звук Л.

ДЕТИ: - часто встречается звук Л.

ЛОГОПЕД: Все верно. Слушаем дальше.
Рано, карусель, море, топор, картина, мир.

ДЕТИ: - Общий звук Р.

ЛОГОПЕД: А теперь давайте прослушаем стихи и определим, какой звук встречается чаще всего.
Дубовые дрова дед рубит
Во дворе под деревом старым,
А детвора помогает
Носить дрова со двора в дом

ДЕТИ: - Часто встречается звук Р.
Логопед читает следующий стих.
- Аист ласточку спрашивает:
- Кто выше всех птиц летает?
- Летают люди выше всех
- На самолетах своих легких.

ДЕТИ: — Часто встречается звук Л.

3. ЛОГОПЕД: Молодцы! Мы освободили уже два пузыря. А для того, чтобы освободить третий пузырь, надо разделиться на команды. Одна команда будет искать картинки, в названии которых есть звук Р, а вторая команда будет искать картинки, в названии которых есть звук Л. Аккуратненько будем закреплять эти картиночки на деревьях
(Проводится игра-шнуровка «Два дерева». Дети делятся на две команды).

4. ЛОГОПЕД: Четвертый пузырь освобождаем
Место звука в слове мы ищем.
Дружно зло побеждаем
Мыльные пузыри освобождаем!
Чтобы освобождать дальше наши шарики, нам нужно правильно распределить картиночки в поезде.
(Проводится упражнение «Поезд» с помощью компьютерной логопедической программы).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Встаньте, дети, улыбнитесь,
Земле нашей поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
И к солнцу потянитесь,
Веретеном покрутиться.
Раз присядьте, два присядьте
И на стульчик тихо сядьте.

5. ЛОГОПЕД: Пятый шарик освобождаем,
Слова сплошь читаем
Дружно зло мы побеждаем,
Шарики мыльные Свободны!
Чтобы освободить шарики от следующей чары, надо определить первый звук в названии каждой картиночки, подобрать соответствующую букву, изложить и прочитать слово, которое вышло.
(Проводится игра «Живые звуки»).
Дети комментируют свои действия, читают слова, определяют количество слогов.

6. ЛОГОПЕД: Шостой шарик освобождаем
Чистоговорки говорим.
Дружно зло побеждаем
Шарики мыльные освобождаем.
(Произношение чистоговорок, стихов, насыщенных звуками Р, Л. Визуальный контроль с помощью крмпьютернои игры «Мыльные пузыри»).

7. ЛОГОПЕД: Седьмой шарик освобождаем
Хорошо слова читаем
И животных выбираем
Дружно зло мы побеждаем
Шарики мыльные освобождаем.
Надо описать животное по хорошо знакомой нам схеме. У каждого из вас в листовке написано название животного, которое нужно описать. Пожалуйста, прочтите название своей животные, найдите у меня на столе свое животное и опишите.
(Логопедом раздаются индивидуальные открытки, выставляется схема описания животных, животные, которые соответствуют написанному в листовках. Каждый ребенок делает описание своего животного).

8. ЛОГОПЕД: Теперь с вами будем играть,
Мыльные пузыри пускать.
Ну-ка, дети, не медлите,
Пузыри мыльным улыбнитесь!
(Дети пускают мыльные пузыри под веселую музыку).
Логопед подводит итоги занятия, поощряет детей.