Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушениями речи


ТЕМА: «Знакомимся со звуками Г–Гь. Дифференциация звуков»

Некрылова Любовь Васильевна
учитель–логопед
МБДОУ №71 «Детский сад «Антошка»
Красноярский край, г. Норильск

Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:

  • Учить детей характеризировать звуки Г-Гь с опорой на акустические и артикуляционные признаки.
  • Закреплять умение подбирать антонимы.
  • Закреплять умение образо­вывать существительные от слов, обозначающих место работы, на­звания действий с помощью суф­фиксов «ТЕЛЬ», «ИСТ», «ЧИК».
  • Продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения, используя союз «потому что». Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Закреплять умение образо­вывать сложные слова.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать фонематические представления (подбор слов с заданным звуком). Дифференциация звуков Г-Гь в словах.

Коррекционно-воспитательная:

  • Следить за правильной осанкой детей во время работы за столами.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт» (воздушный, наземный, подземный, водный, изобретатель, испытатель, водитель, тракторист, велосипедист, лётчик, самолёт, пароход, вездеход, самосвал, мо­локовоз, водовоз, самокат, ледокол, грузовик)

Оборудование:предметные картинки, символы звуков Г-Гь, «камень, вата», звуковые домики, (картинки со звуками Г-Гь), зеркала.

Ход занятия
Организационный момент: (с мячом)
Что такое транспорт? Назовите виды транспорта.

1. знакомство с новым материалом:
— Отгадайте загадку, и назовите первый звук в слове-отгадке:
Красные лапки,
Щиплет за пятки? Кто это?
(Гусь)
Дети: Гусь. Первый звук Г.
Посмотрите внимательно на картинку, гусь гогочет: ГГГ…
Артикуляция звука (работа с зеркалами)
Давайте с вами расскажем об этом звуке.
Губы свободны, рот приоткрыт, кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу, горлышко «работает».
— Ребята звук Г какой? Согласный, твердый, звонкий (потому что, когда мы его произносим, есть преграда – это язык). Есть у звука Г и брат мягкий звук Гь.
— Посмотрите на картинку, маленькие гусята гогочут: гьгьгь…
А теперь произнесите звук Гь. Расскажите, какой он?
— Сегодня мы с вами познакомимся со звуками Г-Гь, а также будем учиться отличать звук Г от звука Гь.
Работа за столами

2. д/у «Звуковой домик»
— Предлагаю вам называть слова со звуками Г –Гь и определять место звука в этом слове. (начало, середина, конец)

3. д/у «Скажи наоборот»
- Подбор антонимов.
Горький – сладкий, громкий – тихий, глубокий – мелкий, грустный – весёлый, голодный – сытый.

4. д/у «Камень — вата» (поднимите камушек, когда услышите твёрдый звук Г, вату если услышите мягкий звук Гь).
Слова: Город, горох, гиря, гусь, гитара, огород, магазин, бегемот.
- А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть на ковре.

Физминутка «Море, небо, дорога»
Логопед дает детям сигналы: «Море» — дети изобра­жают корабль: руки вытянуты вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах. «Небо» — изобра­жают самолет, летают по всему пространству, не наталкиваясь друг на друга. «Дорога» — изображают езду на машине. «Рельсы» — встают друг за другом, изображая вагоны поезда, и передвигаются в одном на­правлении ритмично.

5. игра с мячом. «Кто создаёт транспорт и управляет им»
- Закреплять умение образовывать существительные от слов, обозначающих место работы, названия действий с помощью суффиксов «ТЕЛЬ», «ИСТ», «ЧИК».

  • Кто новый транспорт изобре­тает?
  • Дети: (изобретатель)
  • Кто управляет машиной?
  • Дети: (во­дитель)
  • Кто управляет трактором?
  • Дети: (тракторист)
  • Кто управляет велосипедом?
  • Дети: (велосипедист)
  • Кто управляет самолётом?
  • Дети: (лётчик)

6. игра «Волшебная палочка» (игра проводится в кругу на ковре)
- Продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения, используя союз «потому что». Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.

  • Колесо у машины лопнуло, по­тому что…
  • Грузовик был грязный, потому что…
  • Машина остановилась, потому что…
  • На остановке автобус остано­вился, потому что…
  • Велосипедист никак не мог обогнать машину, потому что…

7. игра «Назови слово» с использованием колючего мяча «Ёжика»

- Образование сложных слов.

  • сам летает — самолёт
  • под паром ходит — пароход
  • везде ходит — вездеход
  • сам сваливает — самосвал
  • молоко возит — молоковоз
  • воду возит — водовоз
  • сам катает – самокат
  • лёд колет – ледокол

Подведение итогов занятия: Молодцы ребята. Дайте вспомним, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились. (Дать характеристику звукам Г – Гь). Поговорили о «Транспорте». Какая игра вам больше понравилась. Отметить активных детей. Поблагодарить за участие в играх.
Закончить занятие словами — «Мы берём с собой всё, чему научились сегодня»