Алгоритмы формирования навыка устной речи на логопедическом пункте


Автор публикации Нина Михайловна Полубенкова
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с «Уголек» г.Волгодонск, Ростовской обл.

Алгоритм №1

I этап.
1.Звук, его формирование.
*Рассказ о происхождении звука, его словесное описание;
*Составление схемы-образа звука через артикуляционный ряд;
*Развитие движений артикуляционного аппарата с помощью выполнения упражнений артикуляционной гимнастики;
*Расклад звука по артикуляционным позициям;
*Постановка звука с использованием приёма перевоплощения звука в звуки-песенки: песенка комарика – з; песенка водички – с; песенка жука – ж; и другие;
*Автоматизация звука в слоге, слове, предложении, тексте.
Если есть фонематические нарушения речи – дифференциация звука, развитие фонематического слуха в дидактических играх: «Поймай звук», «Найди звук в названии картинки», «Наоборот» и т.д.

2. Слово.
2.1. Слово и его значение:
*Знакомство с понятием «слово» на уровне анализа «звук-слово»;
*Разъяснение смысла слова;
*Формирование семантических полей с использованием игр: «Подбери слово», «Кто я» и т. д.;
*Соотнесение звучащего слова с предметом и картинкой с разъяснением понятий: «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
*Развитие интереса к звучащему слову с выделением интонационной выразительности рифмующихся слов через игры со звучалками, стихами, придумыванием песен.
2.2. Слово и его анализ:
*Звуковой анализ слова с применением звуковой линейки;
*Деление слов на части с выделением ударного слога;
*Слежение за последовательной сменой одного звука другим:
*Определение местонахождения звука в слове;
*Определение разности и схожести звучания отдельных слов;
*Работа по словообразованию и формообразованию слов;
Таким образом, в освоении 1 этапа ребёнок знает понятие «звук–слово», что поможет ему в дальнейшем осознать звуковой и слоговой состав слова.
В коррекционной деятельности на 1 этапе используются методы и приёмы, которые позволяют детям осознать понятие «звук-слово»:
- чтение художественных произведений;
- загадки-складки;
- словарные упражнения;
- слова «существительные», «определения», «действия» и др.
- зарисовка слов.

Алгоритм №2

II этап.
Предложение.
*Формирование владения словосочетанием;
*Знакомство с понятием предложения через дифференциацию набора слов и высказывания законченной мысли:
*Формирование навыка построения связных высказываний с закреплением навыка словообразования;
*Анализ предложения;
*Отработка построения предложения через усвоение различных способов связи слов в нём (преодоление устного аграмматизма);
*Формирование умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения;
*Ознакомление с графической схемой предложения через графическое обозначение слов.

Алгоритм №3

III этап.
Развитие связной речи.
*Развитие понимания речи;
*Формирование умения чётко излагать свои мысли:
- с пересказа (услышанного) с опорой на вопросы;
- действия — предметные картинки, денные в последовательности услышанного рассказа;
*Обучение составлению описания предмета с помощью опорных схем;
*Организация самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка (монологическая речь) через развёртывание программы высказывания в следующей  последовательности:
а) составление плана рассказа при помощи картинок;
б) составление рассказа по опорным словам;
в) составление рассказа по серии картинок;
г) составление рассказа по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности;
*Обучение составлению пересказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям ребёнка;
*Развитие умений самостоятельно задавать вопросы, самостоятельно составлять развёрнутые сообщения, овладения процессом рассуждения.